Юлия Кузьмина
Современные подходы и формы организации работы по художественно-творческому развитию в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы и формы организации работы по художественно-творческому развитию в изобразительной деятельности
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Публикация «Современные подходы и формы организации работы по художественно-творческому развитию в изобразительной деятельности» размещена в разделах
В современном обществе происходят социальные и экономические перемены, и это сказывается и на образовании. Изменяется содержание, усложняются функции современного ДОУ и условия воспитания. И появляется потребность в поиске новых современных подходов и форм организации работы по художественно – творческому развитию в изобразительной деятельности.
Ведь - Художественно-эстетическое развитие /по ФГОС/ предполагает:
- Развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия произведений искусства, мира природы;
- Становление эстетического отношения к окружающему миру;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства;
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).
2 слайд - Современные подходы
Хочется выделить следующие подходы, которые чаще всего используются в работе :
Личностно – ориентированный подход,
Полихудожественный подход,
Интегрированный подход,
Системно – деятельностный подход,
Индивидуальный подход,
Гендерный подход.
Давайте обсудим выше перечисленные подходы. Как они влияют на развитие и формирование творческой личности.
3 слайд - Личностно – ориентированный подход
Проявляется в ориентации всего педагогического процесса на решение задачи содействия развитию основ личностной культуры ребёнка.
Проявляется в построении способов взаимодействия с детьми, ориентированных:
- на принятие ребёнка таким, каков он есть, сотрудничество с ним;
- веру в позитивное развитие ребёнка;
- понимание его эмоционального состояния, сопереживание и поддержку;
- признание права ребёнка на свободу, инициативу, права выбора.
Мы должны принимать ребёнка таким, каков он есть, сотрудничать с ним, поддерживать, давать возможность проявлять себя в игре, творческой работе. Также поддерживать право выбора: хочет использовать в своей работе цветные карандаши, пусть ими и выполняет творческую работу.
4 слайд - Полихудожественный подход
Рассматривается как своеобразное погружение в искусство, предполагающее тесное соприкосновение дошкольника с его образами, обогащающими эстетический опыт и развивающими способность восприятия образно-символического языка искусства.
Включает активизацию эстетических способностей (чувство формы, способность к одушевлению и преображению формы) и развитие детского художественного творчества.
Каждый ребёнок может успешно продвигаться в каждом из видов художественной деятельности и творчества. Сущность полихудожественного подхода заключается в организации художественного образования детей. Следует проводить беседы об искусстве, рассматривать произведения искусства / например: картину И. Т. Хруцкого «Натюрморт» и выражать своё отношение к ней/.
5 слайд – Интегрированный подход
Важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусства на уровне творческого процесса, их следует отличать от привычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого по их сюжету и содержанию.
Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом развитии детей обеспечивает разностороннее воздействие на ребёнка, способствует познанию предметов и явлений на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребёнка в разных формах художественной деятельности с использованием специфических средств выразительности. То есть, наряду с рисованием, лепкой и аппликацией предлагается заниматься с детьми оформительским искусством.
6 слайд - Системно – деятельностный подход
Ключевым моментом этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
В основе системно - деятельностного подхода в обучении лежит задача научить пользоваться знаниями в своей учебной и повседневной деятельности : ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка. Поэтому итогом творческого процесса должна стать способность через восприятие многовекового культурного опыта человечества сделать попытку создать свое произведение искусства. Например: рассмотрев картину И. Т. Хруцкого «Натюрморт», обсудив или выразив своё отношение к ней, педагог предлагает создать своё произведение, свой натюрморт.
7 слайд - Индивидуальный подход
Основан на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребёнка.
Для осуществления такого подхода надо внимательно наблюдать за каждым ребёнком в процессе его деятельности, выделяя для себя характерное для каждого: что получается, а что нет.
Необходимо оказывать помощь, если в этом нуждается ребёнок, тактично направлять те или иные действия детей.
Роль воспитателя оказывать детям в процессе творческой работы индивидуальную помощь (задаются вопросы по содержанию рисунка, уточняется подбор изобразительных материалов). Педагог поощряет инициативу, даёт деликатные советы в индивидуальной форме.
8 слайд - Гендерный подход
Мальчики и девочки. Они такие разные, и следует учитывать их особенности обучения в современном детском саду.
У мальчиков эмоции выражаются через действие, а у девочек – эмоции выражаются словами.
У мальчиков меньше объём внимания и глубина сопереживания, а у девочек – больше объём внимания и глубина сопереживания.
У мальчиков игры связаны с физическим контактом, непрерывным действием, а у девочек в играх большую часть времени занимают поочерёдные действия и скрытая конкуренция.
Мальчики ориентированы на информацию, чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа, а девочки отдают предпочтение восстановлению контактов.
Как мы видим, рассмотренные современные подходы тесно
взаимосвязаны между собой.
Наиболее часто используемые формы работы по художественно - творческому развитию в изобразительной деятельности
9 слайд - Формы организации работы по художественно - творческому развитию в изобразительной деятельности
Игра.
Совместная творческая деятельность в организованно образовательной деятельности.
Совместная творческая деятельность в ходе режимных моментов.
Творческая деятельность в самостоятельной деятельности.
Проектная деятельность.
Праздники, досуги.
Выставки детских работ.
10 слайд - Игра – основная форма работы с дошкольниками
Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.
11 слайд - Совместная творческая деятельность в организованно образовательной деятельности /занятия/
Основная задача организованных форм образовательной деятельности по развитию художественно-эстетической деятельности – формирование у детей структуры самой деятельности /обучение детей лепке, рисованию, аппликации/.
И очень важно, чтобы деятельность ребенка на занятии была разнообразной, содержательной. Радостным должен стать процесс познания мира с неизбежными трудностями, успехами, неудачами.
12 слайд
Детские творческие работы по теме «Натюрморты».
В самостоятельной творческой деятельности каждый ребёнок получает конкретное задание, выполняет его, а в конце деятельности из детских работ составляется композиция или панно.
13 слайд
Коллективная творческая работа детей старшей группы.
Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании дошкольников, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы, развития потребности в общении и интереса к изобразительной деятельности.
14 слайд – Проектная деятельность
Именно его использование характеризует поиск педагогами новых форм организации процесса обучения и проведения организационных форм образовательной деятельности с детьми в детском саду / Например: проект «Что такое натюрморт?»/
15 слайд - Выставки детских работ
Все детские работы обязательно сохраняем в отдельных папках. Они используются для проведения групповых, персональных и коллективных выставок.
С одной стороны, это способствует тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату; формирует эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности;
С другой – выставки детских работ позволяют проследить динамику обучаемости ребёнка от младшей до подготовительной к школе группы, наглядно представить результаты работы в группе.
Хочется сделать вывод: - Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.