Лучший педагог года

Освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми

Екатерина Щукина
Освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

«Освоение организации опытно – экспериментальной

деятельности с детьми»

Людой ребенок, особенно дошкольник, по природе исследователь. Его интересует все, что его окружает, с чем непосредственно взаимодействует, и то, непосредственное взаимодействие, с чем не возможно в силу объективных причин.

С самого рождения детей окружают различные явления не живой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, - предметы и явления не живой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры.

Публикация «Освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми» размещена в разделах

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из ведущих потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Эта потребность позже трансформируется, преобразуется в познавательную потребность и в конечном итоге выступает, как база для развития других потребностей ребенка. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития интенсивной поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Познание мира живой и не живой природы, установление причинно – следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментальной.

Экспериментирование – один из важнейших видов детской деятельности, которая играет огромную роль во всестороннем и, прежде всего интеллектуальном, развитии дошкольника.

Экспериментальная деятельность существенно отличается от любой другой

в - первую очередь тем, что образ цели ее определяющей, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В процессе поиска он уточняется, проясняется, при этом все действия носят побуждающий характер. Специфичность побуждающих действий заключается в том, что ребенок готов к любому неожиданному результату, что позволяет эффективно познавать доступные ему предметы и явления. Вот почему экспериментирование следует рассматривать как эффективный способ обучения детей.

Работа по опытно- экспериментальной деятельности воздействует на развитие познавательной активности детей. Развивает логическое мышление, потребность в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного чувственного опыта, интеллектуальную инициативу. Формирует умение ставить перед собой задачу, предлагать варианты ее решения, планировать работу по реализации замысла, планировать результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

Организуя опытно – экспериментальную деятельность, педагог решает сразу несколько важных задач:

- Развивать у дошкольников познавательный интерес к

природе, логическое мышление;

-Познакомить со свойствами некоторых объектов не живой

природы (воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней);

-Учить детей путем исследовательских действий выявлять

причинно-следственные связи в отношении объектов и

явлений не живой природы;

-Формировать у детей умения рассуждать, сравнивать,

анализировать, обобщать, систематизировать, делать

выводы;

-Воспитывать понимание значения для человека объектов и

явлений природы.

Кроме того, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с объектами не живой природы формируется познавательная активность; расширять детский кругозор, активный и пассивный словарь детей. Дети учатся ставить перед собой задачу и практическим путем решать ее; воспитывается позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерения, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к миру.

Всю работу по опытно – экспериментальной деятельности условно можно разделить на несколько этапов исходя из объекта, изучаемого детьми на каждом из них :

1. Опыты с водой.

2. Опыты с воздухом.

3. Опыты с песком и глиной.

4. Опыты с почвой.

5. Опыты с солнцем.

6. Свойства предметов.

7. Простейшая физика.

Организуя самостоятельное экспериментирование, обеспечивающее его развитие, возможно при выполнении педагогом важного условия – стать реальным, полноправным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, осуществляемый ребенком эксперимент.

Начинать такую работу можно и нужно, начиная с 3-х лет. Малышам уже в этом возрасте доступны простейшие исследовательские действия. Но здесь особенно важна роль взрослого, так как ребенок только учится исследовать. И задача педагога направлять его.

В этом возрасте наиболее доступны для детей опыты с водой. Ребенок в ходе практической деятельности знакомится с ее свойствами: отсутствием цвета, вкуса, запаха, формы; прозрачностью, способностью приобретать вкус, цвет и запах тех веществ, которые в ней растворены.

К 4-м годам объем знаний о воде можно расширять, знакомить с новыми свойствами: температурой и ее изменением, наличием в ней воздуха, процессом ее испарения, агрегатными состояниями воду и их зависимостью от температуры, способностью растворять одни вещества и не растворять другие, способностью проводить звуки и другими.

Кроме того, 4-х летним детям будет интересно познакомиться со свойствами воздуха, песка, почвы, некоторых предметов (плавучесть, вес, скорость нагрева)

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей уже есть определенный объем знаний об окружающем и сформирован определенный навык исследовательской деятельности, для опытно –экспериментальной деятельности дошкольников берутся уже более сложные природные объекты и явления: солнце (сушит предметы, образование радуги, как возникает солнечный зайчик, какие предметы быстрее нагреваются: светлые или темные, образование теней, простейшая физика (отражение, что такое электрический заряд, свойство линзы изменять предмет, знакомство с атмосферным давлением, магниты и т. д.)

Организация опытно –экспериментальной деятельности в группе не требует особых материальных затрат. Многое из того, что можно использовать в качестве оборудования легко найти (прозрачные пластиковые стаканчики разных размеров, пластиковые тарелки, фольга, ложечки, лопатки, формочки, мерные стаканчики, целлофановые пакеты, любые палочки, маленькие пластиковые бутылки из которых можно самим сделать фильтры для воды, любые мелкие предметы (ракушки, камешки, салфетки, кусочки ткани, флажки, шарики)

Впрочем, здесь не обойтись без некоторого специального оборудования. Но его объем минимален: лупы, воронки, маленькие зеркальца, магниты, соломинки для коктейля, вертушки, воздушные шарики, вертушки, компасы, губки. Зато совершенно бесценен тот опыт, те знания, которые приобретает ребенок в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте некоторое оборудование дети могут изготавливать сами (те же флажки, фильтры, вертушки, что делает ребенка, действительно полноправным исследователем.

Работа по опытно – экспериментальной деятельности проводится как в группе, так и на прогулке, и может быть разнообразной и интересно. Главное, чтобы педагог был заинтересован, ибо отношение взрослого к такой деятельности может как стимулировать, так и тормозить познавательную активность дошкольников.

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Освоение космоса» Для старшей и подготовительной группы. 2016 год. Цель: Познакомить детей с историей развития космонавтики, с названиями планет, вызвать.

Фотоотчёт по аппликации «Освоение космоса» (средняя группа)Фотоотчёт по аппликации «Освоение космоса» (средняя группа) Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Представляю вашему вниманию фото отчёт занятия по аппликации в рамках тематической недели посвящённой.

Фотоотчет «Освоение космоса моими почемучками»Фотоотчет «Освоение космоса моими почемучками» С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле, человек ощущал свою зависимость от неба. Его жизнь.

Фотоотчет по опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет по опытно-экспериментальной деятельности Тема: Может ли растение дышать? Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений.

«Овощи». Конспект мероприятия по организации опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе Образовательная область «Познавательное развитие» Цель: Развивать познавательные способности и сенсорные представления у детей 1 младшей.

НОД по ознакомлению с окружающим миром и конструированию «Освоение Космоса»НОД по ознакомлению с окружающим миром и конструированию «Освоение Космоса» Освоение КОСМОСА. Цель: Рассказать детям об освоении космических просторов. Учить гордиться, что первым космонавтом, был Советский человек.

Освоение и внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий Современные технологии в нашем детском саду в настоящее время направлены на реализацию перехода к Федеральным Государственным образовательным.

Проектирование образовательного процесса и его освоение с использованием социо-игровых технологий. Практикум для педагогов Задачи: 1. Закрепить знания и представление у педагогов о возможностях применения социо- игровой технологии при организации образовательного.

Самостоятельная художественная деятельность «Освоение космоса»Самостоятельная художественная деятельность «Освоение космоса» Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста осуществляет многие воспитательные задачи, развивает такие качества.

Справка По результатам тематического контроля «Освоение игр с правилами» В соответствии с годовым планом в младших группах была проведена тематическая проверка: «Освоение игр с правилами» с16.03-20.03.2015 .г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми
Опубликовано: 26 сентября 2016 в 19:41
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Щукина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД