Наталья Акиншина
Мастер-класс «Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков
Задачи:
1. способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
2. способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Публикация «Мастер-класс „Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2018
Оборудование: индивидуальные зеркала, артикуляционная гимнастика картотека, дыхательная гимнастика картотека,салфетки, вата, коктельные трубочки, стаканчики с крышкой, прищепки, картотека игр на мелкую моторику, камушки, пампоны, вертушка, массажные мячики с шипами «Ёжик», напальчники, ватные палочки.
Ход мастер-класса
Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Работа логопеда в детском саду, ведется ежедневно, фронтальные занятия проводятся со старшей группой 2 раза в неделю, с подготовительной группой 3 раза в неделю, индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю с каждым ребенком.
Работа по постановке звуков ведётся по разделам : работа по развитию артикуляционного аппарата, работа над общей и мелкой моторикой, развитие правильного речевого дыхания, развитие фонематического слуха, постановка звука.
Поговорим о них более подробно.
Работа по развитию артикуляционного аппарата
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
1 этап в постановке звуков – артикуляционная гимнастика
Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики.
1. Вытягиваем губы вперед, произносим УУУУ, и максимально растягивая, обнажая зубы, произносим ЭЭЭЭ.
2. Выполним упражнение «Футбол». Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.
3. Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать данное положение. То же самое с правым уголком рта.
4. Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
5. Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.
6. Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.
7. Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.
2 этап в постановке звуков – развитие мелкой и общей моторики.
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Упражнение с массажными мячиками
«Я мячом круги катаю.
Взад- вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.»
3 этап в постановке звуков – дыхательная гимнастика
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания.
Упражнения для речевого дыхания
1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
2. Упражнение «Фокус». Сдуть «снежинку» с кончика носа.
3. Упражнение «Буря в стакане». Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в «бурю в стакане» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.
4. Надуем шарик, не раздувая щеки.
5. Вертушка.
4 этап в постановке звуков –развитие фонематического слуха
Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать звуки.
Упражнение «Услышишь – хлопни»
- Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
- Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
5 этап постановка звука.
ИТОГ: Проведённая совместная работа с воспитателями и родителями, показывает, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного воздействия и использование логопедических приёмов, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия. Таким образом, повышается эффективность работы учителя - логопеда, уменьшается процент детей с нарушением речи, увеличивается процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!