Мария Ушницкая
Приобщение детей к художественной литературе детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературе в совместной работе с родителями
Ушницкая Мария Гаврильевна
Якутск – 2018
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Публикация «Приобщение детей к художественной литературе детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.
Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.
Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Проблема: Отсутствие интереса у детей к чтению художественной литературы.
Актуальность: социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили следующие тенденции:
• Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков.
• Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из – за того, что телевидение, видео и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни.
• Подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.
• Исчезновения традиций семейного совместного чтения с детьми.
Неумение читать, непонимание смысла текста затрудняют обмен информацией, влияют на качество образования, делают человека уязвимым в общении, в аргументации сказанного. Почти невозможной становится межкультурная коммуникация, ослабляются поколенческие связи.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» - детский сад.
В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом формируется нравственная и культурная основа личности.
Цель работы педагогов:
• Развитие интереса к художественной литературе.
• Формирование литературного вкуса.
• Воспитание будущего читателя.
Задачи:
• Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами.
• Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь.
• Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слух, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества.
• Сформировать положительный образ «я».
• Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
Система работы по приобщению детей к чтению :
Своеобразие системы работы мы видим в том, что прививая интерес к художественной литературе, формируя литературный вкус, мы используем разнообразные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, общественностью (литературные конкурсы, работа в библиотеке ДОУ, проектную деятельность, так как только кропотливая совместная работа, усилия взрослых, окружающих детей, смогут приобщить детей к чтению книг.
Методы работы по приобщению детей к чтению :
Словесные:
• Чтение художественных произведений.
• Беседы по прочитанному.
• Заучивание наизусть.
• Пересказ произведений.
• Выразительное чтение.
Практические:
• Игры – драматизации.
• Дидактические игры.
• Элементы инсценирования.
• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).
• Театрализованная деятельность.
Наглядные:
• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
• Просмотр видеороликов, фильмов.
• Оформление выставок.
• Использование разных видов театра.
Формы работы по приобщению детей к чтению :
• Занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников – иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи).
• Кружковая работа.
• Культурно – досуговая деятельность; литературные конкурсы, праздники, развлечения, интеллектуальные игры.
• Свободная от занятий деятельность: экскурсия в библиотеку ДОУ; оформление тематических выставок, макетов, организация «Книжкиной больницы»; проведение «Недели детской книги»; игровая деятельность: (сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, режиссерские игры, настольно – печатные игры).
Сотрудничество с родителями.
Формы работы:
• Родительские собрания.
• Индивидуальные консультации.
• Семинары – практикумы.
• Папки – передвижки.
• Фотопрезентации.
• Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок, макетов.
- «Календарь выходного дня»
- «Мои рассказы» сочинение рассказов с родителями
- «Мой любимый сказочный герой» игрушка
Выводы:
Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет:
1) повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей;
2) создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.
Список использованной литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения русскому языку дошкольников : Учебное пособие. 2-е изд. М. : Академия, 2008., 400с.
2. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.
4. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М. : Айрис – Пресс, 2004.
5. Гурович Л. М., Ребенок и книга: Книга воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002., 64с.
6. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. Петрова В. А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1970.