Наталья Васильевна Фулавкина
Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности.
Задачи:
-Познакомить слушателей, как можно использовать опыт в экспериментальной деятельности детей.
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
- Распространять собственный педагогический опыт.
Ход мастер-класса:
Публикация «Мастер-класс „Организация опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС до“» размещена в разделах
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада вас видеть на своём мастер-классе. Сегодня я хочу поделиться опытом по теме «Организация опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».
- Для работы мне понадобится фокус группа из 4 человек. Приглашаю вас на сцену. Уважаемые участники фокус группы, я вам каждому выдаю инструкцию. Ознакомьтесь с ней, пройдя к столу.
- Конфуций когда-то говорил:
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю»!
- Предлагаю посмотреть видеоролик и подумать, каким видом деятельности заняты дети? (просмотр видеоролика)
- Итак, каким видом деятельности заняты дети? (опытно - экспериментальной деятельностью)
-Верно.
- Уважаемые коллеги, давайте вспомним, какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка? (раздать карточки с высказываниями)
- Слово "эксперимент" происходит от греческого языка и переводится как "проба, опыт".
- Детство - это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира. Ребёнок изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования и условий реализации ФГОС ДО.
- В прошлом году я реализовала рабочую программу по познавательному развитию во 2 младшей группе «Капельки».
Одной из задач программы являлась:
Расширение представлений о предметах и явлениях природы посредством опытно-экспериментальной деятельности.
- Знания детей о предмете, полученные в результате собственного эксперимента, значительно прочнее и надёжнее, чем тех сведений, что получены репродуктивным путём.
- В течение года дети экспериментировали с разными видами овощей и фруктов. Учились различать овощи по форме, цвету, вкусу, твердости.
- Наблюдали за ростом и развитием растений (лук и цветы бархатцы). Учились делать выводы, какие условия необходимы для их комфортного пребывания в нашем уголке: свет и вода.
Дети экспериментировали с природным материалом:
-водой,
-снегом,
- воздухом,
-глиной.
- В поисково-исследовательской деятельности дети получали возможность удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире.
С детьми была проведена диагностика, по итогам которой на начало года выявлены следующие результаты:
• не сформировано- 6 (29%)
• На стадии развития -15 (71%)
• Сформировано- 0
На конец года
• не сформировано- 0
• На стадии развития -11 (55%)
• сформировано – 9 (45%)
- Показатель сформировано на конец года вырос на 45% по сравнению с началом года.
Сравнивая результаты диагностики на конец года, можно с уверенностью сказать, что у детей:
Расширились представления о предметах и явлениях природы;
Сформированы навыки любознательности, творческих способностей, познавательной активности;
Сформированы навыки познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.
Развита наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
установление причинно-следственной зависимости;
Имеют первичные представления о свойствах воды, песка, снега и т. д.
- Познавательно-исследовательская деятельность интегрируется во всех сферах детской жизни, в том числе и в игровой деятельности. Мы сейчас с вами убедились, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка.
- И поэтому, хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования, которые можно использовать в работе с детьми.
Как вы знаете, все дети очень любят слушать сказки, поэтому предлагаю провести экспериментирование в виде сказки.
Так как, считаю это эффективным методом. Детям легче понимать и воспринимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.
- Сказка называется «Приключения Маши».
Начинается сказка. Жила была девочка Маша. Однажды она услышала, что птички разговаривают. Что вокруг много, много интересного. Маша решила пойти в лес. Шла она, шла и увидела небольшой пруд. А в этом пруду удивительные цветы растут, кувшинки называются. Солнышко начало всходить и кувшинки начали распускаться.
Опыт №1 «Кувшинки из бумаги»
- Я предлагаю вам понаблюдать за этим процессом, как распускаются кувшинки.
Фокус группа выступает по инструкции. Инструкция №1
- Что вы наблюдали?
-Что происходило с кувшинками?
- Как вы думаете, почему кувшинки распустились?
-Какой делаем вывод?
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт №2 «Пузырьки с газом»
- Но вот Маша увидела ещё что-то удивительное. Кто-то всплывал, появлялся на поверхности воды, а потом исчезал. Оказывается, это были рыбки. Предлагаю посмотреть, как же рыбки выплывают на поверхность, а потом исчезают.
Фокус группа выступает по инструкции Инструкция №2
- Что произошло с шариками из пластилина?
-Как вы думаете, почему это произошло?
- Почему шарики снова опустились на дно?
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Пузыри с газом выталкивают шарики из пластилина, делают лёгкими. Газ выходит на поверхность. Шарики становятся тяжёлыми и падают на дно.
Опыт №3 «Капля»
После сильного дождя, Маша на листочках увидела огромную капельку, которая с листочка не падала. Что это происходит?
Давайте узнаем.
Фокус группа выступает по инструкции. Инструкция №3
-Что вы наблюдали?
-Как вы думаете, почему вода не выливалась?
-Какой можно сделать вывод?
Вывод: Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое снаружи действует с большой силой, чем вес воды в стакане.
Опыт №4 «Чудо магнит»
Сказка продолжается. Маша так залюбовалась капелькой, что не заметила, как обронила булавочки в воду, которые хотела подарить вам.
- Как же помочь Маше достать булавки, не замочив рукава?
- Фокус группа выступает по инструкции. Инструкция №4
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магниты притягивают железные предметы через тонкий пластик.
Рефлексия:
- Итак, подведём итог: почему так важно использовать в работе с детьми опытно-экспериментальную деятельность?
- Я дарю вам эти булавки, предлагаю оценить мастер-класс. Если вы считаете, что мастер-класс был интересен и пригодится в дальнейшем, то прикрепите булавочку, если нет то красную.
-Почему вы прикрепили зелёную булавочку?
- Благодарю фокус группу за участие в экспериментах.
- Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.
Благодарю за активное участие. Творческих всем успехов!