Зов
Мастер-класс на тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Их роль в развитии детской речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему : «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Их роль в развитии детской речи».
“Рука – это вышедший наружу мозг человека”
Н. Кант
Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев.
В. А. Сухомлинский
Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей дошкольников.
Публикация «Мастер-класс на тему „Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, Их роль в развитии детской речи“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель мастер-класса : помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи мастер-класса :
1. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика рук»;
2. Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;
3. Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т. д., сопровождая речь движениями рук. А современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь Психологи, педагоги, медики постоянно подчё ркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма. Для развития мелкой моторики руки много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы. К ним относятся:
Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука даё т много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:
1. Органов движения.
2. Органов познания.
3. Аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).
Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
рука - это "инструмент инструментов".
В пещерах человека каменного века наряду с абстрактными знаками и изображениями зверей сохранились отпечатки кистей рук, вероятно имевшие сакральное значение.
Посмотрите внимательно и полюбуйтесь своими руками. Сколько тайн хранит в себе рука.
-Мы с вами часто сталкиваемся с проблемой развития мелкой моторики у детей, постараемся решить ее.
- Я предлагаю, с вами поделится приемами и методами, которые вы, может быть, будете использовать у себя дома.
Массаж рук.
Массаж рук оказывает общеукрепляющие действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Так же действует успокаивающим образом.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и движений пальцев и кистей рук
• Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо
однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя.
После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
• Перекатывание карандаша по всей ладони от запястий до кончиков пальцев и обратно поочередно каждой рукой.
Кроме пальчиковых игр, можно с малышом заняться следующим:
• запускать пальцами волчки (лучше – мелкие);
• разминать пальцами пластилин, глину;
• катать по очереди каждым пальчиком камешки, бусины, шарики и пр. ;
• сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);
• барабанить пальцами обеих рук по столу;
• махать в воздухе только пальцами;
• хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
• собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);
• застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;
• игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
• игры с песком, водой;
• и другое…
Игры для развития мелкой моторики своими руками :
1. «Чудесные прищепки» : «Дерево» и не только…
Особенный интерес у малышей вызывают прищепки. Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и речи.
Материалы:
1. Бумага для нанесения шаблона
2. Цветные прищепки
3. Краски гуашь (акрил)
4. Ножницы
5. Канцелярский нож.
На бумаге создаем эскиз оборудования, переносим на материал для основы. Силуэт оборудования можно вырезать канцелярским ножом, либо ножницами.
Затем необходимо приступить к окрашиванию поверхности гуашью (акриловой краской).
Теперь можно экспериментировать с цветами прищепок. Если «Деревце» осеннее, то прищепки могут быть желтыми, красными и т. д. Если летнее или весеннее – то зелеными…
А если ребенок заинтересуется «Чудесными прищепками», то можно предложить ему сложить сюжетную композицию – Ваша фантазия Вам поможет.
2. Игра «Песочница» на кухне. Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребенку самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
3. Игра «Мозаика из пробок». Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного восприятия – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорное восприятие как форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
4. Игра «Шагаем в пробках». Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
5. Игры с крупами. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.
Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого – опять таки её Величество Сенсорика!
Я уже говорила, что сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх, неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным…получается, а деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.
А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела!
Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими детьми, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с ребенком в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
Литература:
1. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
2. Громова О. Н. Прокопенко Т. А. : «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001.
3. Давыдова О. И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
4. Запорожец И. Ю. «Психолого-педагогические гостиные в детском саду» М. : Издательство : «Скрипторий 2003». 2010.
5. Зверева О. Л. «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи», журнал : «Воспитатель ДОУ» № 4. 2009.
6. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
7. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.