Евгения Первеева
Мастер-класс на тему: «Формы работы воспитателя с семьей по художественному развитию детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В. А. Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев», а ярчайший философ И. Кант утверждал, что «рука – это вышедший наружу мозг человека»
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
Публикация «Мастер-класс на тему: „Формы работы воспитателя с семьей по художественному развитию детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в ДОУ.
В своей работе по изобразительной деятельности с детьми, я использую нетрадиционные формы и техники.
Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности способствуют развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки, обогащению тактильного опыта ребёнка, развитию воображения, познавательного интереса, памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, воспитанию усидчивости, формированию игровой и учебно-практической деятельности. Работа с разными материалами расширяет среду возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.
Изобразительная деятельность требует от ребёнка проявления разносторонних качеств и умений. Для того, чтобы нарисовать какой-либо предмет, его не только обходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве, но и сконцентрировать своё внимание на руке.
Занятия с использованием нетрадиционных форм изобразительной деятельности способствует развитию у ребёнка :
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• внимания и усидчивости;
• изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• формируются навыки контроля и самоконтроля;
• расширяются и уточняются знания о разнообразии окружающего мира; представления о цвете, форме и размере предметов и их частей;
• развивается воображение, мышление, речь.
Существует большое разнообразие традиционных и нетрадиционных форм изобразительной деятельности, которые мы используем в совместной работе с детьми :
• Аппликация из салфеток
• Аппликация из ваты
• Аппликация с использованием круп и семян
• Пластилиновая живопись
• Рисование методом «Монотипия»
Но нельзя недооценивать роли и участия в воспитании детей дошкольного возраста родителей. Поэтому в своей работе я поставила цель повысить педагогическую компетентность родителей в вопросе нетрадиционных форм изобразительной деятельности; создать условия для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогом.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна быть направлена на тесное «взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка». Воспитатели должны направлять свою работу с родителями на повышение их педагогической грамотности.
Цель:
Разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи, как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
3. Повышение педагогической культуры родителей.
4. Развитие интереса к культурному наследию.
5. Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
Система работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня педагогических знаний родителей, трансляцию опыта позитивных педагогических воздействий на ребенка в семье.
Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, театральной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности окружающего мира. Содержание образования, обеспечивающее развитие художественно-эстетической сферы ребенка, направлено на развитие его эмоционально-нравственной культуры, ориентировано на переживание и преобразование эмоций, чувств. Поэтому основным в деятельности ДОУ является вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать их участие в различных мероприятиях.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ, при этом большое внимание уделяется развитию новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе художественно-эстетического развития дошкольников.
Традиционно у нас проводятся музыкальные праздники и развлечения, участниками которых являются родители воспитанников.
Вместе с тем, с целью повышения педагогической компетентности родителей по вопросам художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников необходимо проводить тематические выставки, мастер-классы, викторины, тренинги, дискуссионные «круглые столы» и т д.
Необходимо повышать ответственность родителей, постоянно совершенствовать их педагогические знания. Работа должна быть направлена на: создание атмосферы взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, обеспечивающие совместный успех в художественно-эстетическом развитии воспитанников.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
В нашем детском учреждении активно ведется работа в этом направлении.
А сейчас наступило время практической части. Уважаемые коллеги, я предлагаю вам поколдовать с моей помощью. Мы будем рисовать, но рисовать не просто на бумаге, а используя нетрадиционную технику «Монотипия на пене». «Монотипия»- в переводе означает как уникальный отпечаток в единственном экземпляре.
Для выполнения «Монотипии на пене» нам потребуются:
пена для бритья, линейки пластиковые, ватман, цветная гуашь, кисточки, салфетки сухие и влажные, шпажки.
Для начала необходимо взять пену и стараясь держать ее более вертикально нанести небольшое количество на ватман. Много не накладываем. Достаточно слоя 1-2 см.
Затем пластиковыми линейками, ровным слоем распределить пену по листу ватмана. Все готовы и заинтригованы.
Берём в руки кисточки
Тему для рисования можно взять любую, но особенно удаются в этой технике пейзажи. Берём цвета, какие больше нравятся. Можно сразу взять два или три цвета. Рисуем на пене, сильно не нажимая, как будто вы ее гладите. Фон можно тоже закрасить или сделать рамочку - по желанию.
И вот начинается сама монотипия. Это значит — уникальный отпечаток в единственном экземпляре. Берём второй лист бумаги и аккуратно накладываем сверху на наш рисунок. Прижимаем, но не выдавливаем пену. Слегка проглаживаем, чтобы рисунок отпечатался на бумаге. Снимаем верхний лист с пены. Лист весь в цветной пене! Берём снова линейку и аккуратно прижимая, счищаем пену в одном направлении. А вот и наша красота!
Замечательные рисунки у нас получились.
Вывод:
. Вы ознакомились с нетрадиционным способом изобразительной деятельности, который, на мой взгляд, будет интересен для детей. Это нетрадиционное рисование, но оно несет в себе много развивающих моментов. Такой вид изобразительной деятельности вы можете предложить родителям использовать в домашних условиях в виде индивидуальной работы с ребенком, в том числе и для украшения комнаты ребенка.
В заключение, хочу вам пожелать успехов и творческого поиска в работе по воспитанию подрастающего поколения.
Спасибо за внимание!