Анастасия Кутафина
Мастер-класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико — математических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по формированию умственных способностей и творческой активности в процессе игровой деятельности.
Задачи.
• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
• Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе.
Публикация «Мастер-класс на тему: „Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико — математических игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
• Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.
• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Оборудование. Развивающие пособия: Дьенешь «Логические блоки», «Палочки Кюизенера», карточки – задания к данным пособиям, мультимедийная установка, карточки с изображением железной дороги, сундука, фишки, карточки с изображением ладони по количеству участников для рефлексии.
План.
• Вступительная часть.
• Основная часть.
• Практическая часть.
• Рефлексия.
Ход.
1. Вступительная часть.
Уважаемые участники мастер – класса, уважаемые зрители, уважаемые члены жюри! Представляю вашему вниманию мастер – класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико – математических игр».
Хочу начать свой мастер – класс с загадки: «Без чего нет и не может быть полноценного умственного развития?» (Ответы коллег). Конечно же, это игра. Известно, что игра - это основной вид деятельности детей. Именно игра способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, находчивости и сообразительности.
2. Основная часть.
Предлагаю вам несколько интересных вопросов!
- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)
- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)
- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)
- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)
-Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (Ответы коллег)
-Конечно это сообразительность, креативность, внимание и такие приемы: сравнение, анализ, обобщение. А это и есть приемы логического мышления.
- Как вы думаете, зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? (выслушать ответы педагогов (если затрудняются с ответом задать вопрос: «Зачем нужна логика нам, взрослым?»).
- Совершенно верно, и нам взрослым, и детям логика нужна всегда.
- Развивает внимание.
- Учит мыслить ясно и четко.
- И, конечно же, служит фундаментом для получения знаний, развития способностей при дальнейшем обучении в школе.
Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В котором выделены основные направления развития ребенка: самостоятельность, инициативность, творчество. Нам как педагогам очень важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми. Тем самым способствуя развитию их логического и образного мышления.
- Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются
логико – математические игры и упражнения.
- В своей педагогической практике я использую передовые технологии, это игры способствующие развитию образного и логического мышления у детей.
«Логические блоки» Дьенеша
- Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой фигуры, все они различаются свойствами: формой, цветом, размером и толщиной. Каждое свойство имеет свой символ.
А также пятый символ, символ отрицания.
- Игры с блоками знакомят детей:
• с формой, цветом, размером и толщиной объектов;
• развивают у детей мыслительные операции, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы.
Работая в группе младшего возраста, мы с детьми проигрываем самые простые игры.
1. Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме).
2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету)
3. "Цепочка"
Также в работе с детьми мы используем наглядные пособия:
Альбом «Блоки Дьеныша» (для самых маленьких, альбом «Маленькие логики», альбом «Лепим нелепицы
«Цветные счетные палочки» Х. Кюизинера.
- Комплект состоит из пластмассовых призм (палочек) десяти различных цветов и длинны. Каждой палочке соответствует число равное ее длине. Наименьшая палочка имеет длину 1см., является кубиком. Каждая последующая палочка увеличивается на 1 см. Самая длинная палочка равна 10 см. и ей соответствует число 10. Этот материал предлагает ребенку большие возможности для исследований: различение цвета, размера, количества, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования.
- Дети строят «Заборы низкие и высокие», «Лесенка высокая и лесенка низкая», «Лесенка широкая и лесенка узкая».
- Детям очень интересно работать с наглядными пособиями: альбом «Волшебные дорожки», альбом «Дом с колокольчиком», предметы на этих картинках словно оживают, что доставляет детям огромное удовольствие.
-Начинаем практический этап нашей встречи. Последуем древней китайской пословице: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и я понимаю».
В нашей аудитории присутствуют активные педагоги, которые получили фишки за правильные ответы. Я приглашаю вас применить данное игровое оборудование на практике.
3. Практическая часть.
-Уважаемые коллеги, а вы любите путешествовать? (Ответы коллег). Тогда отгадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
-Отлично, правильно отгадали загадку. Ну что ж, давайте подготовим свои поезда в путь-дорогу…
1. Пусть один поезд будет из синей палочки, а другой – из черной палочки. Какие два одинаковых вагона надо прицепить к короткому поезду, чтобы поезда были равными по длине?
2. Оранжевая и желтая палочки составляют один поезд, а красная и фиолетовая – другой. Как можно уравнять длины поездов? (Ответы педагогов).
- И так в путь, как вы думаете, что нас ждет впереди? (К. Опасность, неизведанное), а впереди нас ждут поиски клада.
Сундук у нас уже есть, а вот драгоценные камни нам предстоит отыскать. Свойства этих камней зашифрованы на карте с помощью знаков – символов, а чтобы их расшифровать необходимо решить примеры каждого задания (описать цвет, форму, размер, толщину камней), а помогут вам блоки Дьенеша.
Вот наше путешествие подошло к концу, вы нашли драгоценные камни, но, а самое главное приобрели клад знаний (участникам мастер – класса вручаются закладки).
4. Рефлексия.
Уважаемые коллеги, чтобы выяснить, насколько плодотворной и полезной была наша встреча, предлагаю ответить на вопрос: «Что вы получили от нашего мастер – класса? (педагоги высказывают свое мнение). В ходе мастер – класса вы анализировали, делали выводы, и у каждого из, вас сложилось мнение о нашей встрече. Я хочу, чтобы вы отразили его на ладони, где каждый палец – это ваша позиция. Допишите фразы (высказывания указаны на слайде).
- Благодарю вас за внимание и большое спасибо за плодотворную и активную работу, желаю вам успехов и удачи в нашем общем деле!