Елена Егорова
Мастер-класс «Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие – это целостное отражение
предметов, ситуаций, явлений, возникающих при
непосредственном воздействии физических
раздражителей на рецепторные
поверхности органов чувств
(Маклаков А. Г.).
3. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности.
Темочки:
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка. Но все виды деятельности должны быть пронизаны игрой, в которой он моделирует фрагменты окружающей жизни.
4. ФГОС ДО предполагает:
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (форме, цвете, размере).
Работа по познавательному развитию должна реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка).
5. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.
6. Возрастные задачи в сенсорном развитии детей от 0 до 6 лет.
На первом году жизни идет обогащение ребенка впечатлениями,
На 2-3 годах жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
С 4 года жизни у детей формируют сенсорные эталоны : устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов.
7. Зрительное восприятие
Основные параметры зрительного восприятия : цвет, форма, величина.
8. Развитие восприятия цвета конкретизируется в следующих задачах:
- развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по образцу;
- познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
- развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.
9. Развитие восприятия формы конкретизируется в следующих задачах:
- развивать умение практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках;
- развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами;
- сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности;
- развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, вычленять контур предмета;
- закреплять знание названий форм, осуществлять выбор формы по ее названию.
10. Развитие восприятия величины конкретизируется в следующих задачах:
- развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, пробуя варианты и фиксируя верные, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине;
- закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);
- формировать отношение к величине как к значимому признаку;
- обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;
- развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин;
- обратить внимание на относительность величины предметов;
- развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию.
Для сенсорного развития детей цвета можно использовать следующие игры: