Любовь Григорьевна Филипских
Мастер-класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ
СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Формирование элементарных математических представлений“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»
МАСТЕР - КЛАСС НА ТЕМУ :
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
Воспитатель: Филипских Любовь Григорьевна
г. Приморско-Ахтарск
2021г
Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный образовательный процесс.
"Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.
Формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей способствует обучение детей математике в дошкольном возрасте: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в ориентации ДОУ на развитие математических способностей, познавательных интересов, в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений навыков.
А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т. д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим.
1 задание
Каждому участнику предлагается написать на листочке ромашки проблему, с которой он сталкивается в работе по ФЭМП у своих воспитанников (выставляется ромашка на мольберт, зачитываются проблемы).
2 задание
Участникам предлагается ответить на вопросы :
1. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?
Принципы
Доступности
Индивидуального подхода
Систематичности и последовательности
Развивающего и воспитывающего обучения
Наглядности
Научности
Интеграции
Принцип наглядности Я. А. Коменский называл "золотым правилом" дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что "если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности".
2. Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?
Количество и счёт
Величина
Форма
Ориентировка в пространстве
Ориентировка во времени
3. Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.
- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
- в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?
Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребенок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП. Древняя пословица гласит: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».
4. Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП?
Все занятие по ФЭМП строится на наглядности. Воспитатель должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.
- Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный.)
Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям – каким?
Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным,
в достаточном количестве.
Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.
И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.
3 задание
Участникам предлагаются 2 конспекта занятий по ФЭМП.
Задание:
1. Определить возрастную группу;
2. Сформулировать задачи, которые решаются в процессе занятий;
3. Придумать начало, т. е. мотивацию занятия (игровую ситуацию, проблему, интригу занятия);
4. Определить интеграцию с другими образовательными областями
4 задание
Участникам предлагаются педагогические ситуации.
1) В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик. Вызванный ребенок так считал: "Елочка одна, грибок один и еще кубик один”. На вопрос "сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.
Вопросы:
Правильно ли считал ребенок?
Усвоил ли он счет до пяти?
Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счта игрушки?
В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?
2) Воспитатель повесил на доске таблицу с различным расположением фигур на плоскости. Дети внимательно ее рассмотрели, рассказали, где какая фигура находится. Затем, когда таблицу убрали, они должны были выложить фигуры на своих листках. Все правильно ВЫПОЛНИЛИ задание. Но вызванный ребенок не смог рассказать, где какая фигура находится. Воспитатель упорно добивался от него правильного ответа, остальные дети в это время начали играть с фигурами, шуметь.
Вопрос:
Что неправильно сделал педагог?
Предложите правильное поведение педагога.
3) Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок, спрашивает детей: "Сколько у меня машин?”. Дети отвечают: "Много”.
Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: "Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.
Вопросы:
Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?
Какие ошибки были допущены воспитателем?
Как нужно правильно организовать это занятие?
5. Демонстрация книги З. А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
Выполнение некоторых заданий:
1) Головоломки с палочками.
1группа задач- построение:
Выложи на столе квадрат из двух палочек.
Составить два равных треугольника из 5 палочек.
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника
2 и 3 группы задач – преобразование:
В фигуре, состоящей из 6 квадратов убрать две палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата.
В фигуре из 4 квадратов переложить 2 палочки так, чтобы получилось 5 квадратов.
2) Логические задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, поиск недостающей в ряду фигуры.
3) Задачи на нахождение отличий одной группы предметов от другой.