Ирина Назарова
Мастер-класс «Формирование коммуникативных навыков в играх с детьми с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Формирование коммуникативных навыков в играх с детьми с РАС»
Мастер класс
Тема:
«Формирование коммуникативных навыков в играх с детьми с РАС»
Свое вступление я хочу начать со слов В. А. Сухомлинского:
“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”
В. А. Сухомлинский
Публикация «Мастер-класс „Формирование коммуникативных навыков в играх с детьми с РАС“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» декабрь 2019
В последнее время внимание педагогов и психологов все больше привлекают проблемы общения.
Актуальность проблемы общения возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
В ФГОС ДО предусматривается развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
В детской психологии выделяются две основные сферы общения ребенка – общение со взрослым и сверстниками.
Эти сферы общения отличаются между собой.
Особенность общения со сверстниками отличается от общения со взрослыми:
- яркой эмоциональной насыщенностью.
Дети не могут разговаривать спокойно - кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга.
- Нестандартностю и нерегламентированностью поведения.
Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения
- Преобладают инициативные действия над ответными.
Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.
Наблюдая за детьми своей группы я отметила, что дети испытывают некоторые затруднения в общении с взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.
Для решения данной проблемы я использую традиционные и инновационные эффективные методы и приемы образовательной работы по формированию коммуникативных навыков у детей :
беседы, игровые ситуации и упражнения, диалог, Триз-технологию, моделирование, ИКТ создание сюжетных ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, лексические упражнения,
Дети с растройством аутического спектра видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют «странности» в поведении и нарушения речи. Расстройства аутистического спектра- это расстройство нервной системы, характеризуются дефицитом социального взаимодействия, трудностями при контакте с другими людьми, неадекватными реакциями при общении, ограниченностью интереса и склонностью к стереотипии (повторяющимся действиям, схемам).
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.
Предлагаю вашему вниманию игры, направленные на формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с РАС
Практическая часть
«Веселое приветствие»
Цель: Дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности.
Правила игры:
Игровая ситуация проводится в кругу. Каждый участник называет себя (рассказывает о себе, своем имени).
«Зоопарк»
Цель: развитие невербальных способов общения учащихся.
Описание: каждый из учеников представляет себе, что он – животное, птица, рыба. Педагог дает 2 – 3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т. д. Остальные дети угадывают это животное.
«Найди меня»
Цель: развитие навыков общения.
Описание: для проведения данной игры дети делятся на две команды, в одной из которой всем завязываются глаза. Группа с завязанными глазами ходит по комнате и находит детей из другой команды. Но нужно не просто найти друга, но и узнать его. Это можно сделать, ощупывая волосы, руки, одежду. После того, как все найдены и названы, участники меняются ролями.
«Интервью»
Цель: снятие напряжения в общении
Ход игры: выходит один человек, садится, группа задает вопросы. Он может отвечать с любой степенью откровенности: полной, частичной, подмазкой. Упражнение проводится столько раз, сколько вы считаете нужным.
Методические рекомендации: добиться успеха – значит добиться полной откровенности, возможно после этого у ребенка будут уменьшаться паузы в речи.
«Рукавички»
Пальчиковая гимнастика «Варежка»
Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Сжать пальцы в кулачок
Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал». Все пальцы разжать, кроме одного
Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла! Разогнуть оставшийся согнутым
палец
Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик, как живешь? Сжать пальцы в кулачок
Цель: развитие умения общаться.
Правила игры:
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Играющие расходятся по залу, находят свою «пару», садятся за стол и с помощью трёх карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаково рукавички.
«Вопросы и ответы по кругу»
Цель: развитие реакции общения
Ход игры: встать в круг, взять в мячик, передавать его тому, кто стоит рядом, задавая вопрос. Тот должен быстро ответить на вопрос и передать мячик следующему.
Методические рекомендации: ребенок приобретает навыки быстрой реакции в разговоре.
«У нас новоселье!»
Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения и творческих способностей, адекватной самооценки у застенчивых детей.
Описание: на доске нарисован большой дом, окна которого пусты. Ученикам выдаются листы бумаги, размер которых соответствует окнам. Дети рисуют свои портреты и помещают их в пустые окошки. Лучше всего, чтобы первыми в пустой дом «заселились» самые робкие участники игры, иначе активные дети займут самые хорошие места, а это, несомненно, отразится на настроении более скромных «жильцов». Затем дети вместе раскрашивают дом цветными мелками.
Развитие коммуникативных способностей целесообразно начинать с простых игр и упражнений.
Цель - побуждать ребенка к речевому высказыванию.
Игра «Паровозик-ту-ту-ту»
Взрослый выполняет игровые действия с игрушечным паровозиком, возит его по столу и произносит: "ТУ-ТУ". Как только ребенок обратит внимание, надо предложить ему самому поиграть с паровозиком. Если он от игрушки отказывается, предложите только говорить "ту-ту" или "у-у".
Упражнение «Мишка топает» («Зайка прыгает»)
Цель: формирование умения составлять фразу из двух слов. Вместе с ребенком взрослый рассматривает игрушку-медведя (зайца) и говорит: "Посмотри, какой медведь большой, мягкий. Потрогай. " Взрослый берет игрушку и выполняет с ним игровые действия, озвучивая: "Мишка топает. (Зайка прыгает)". Можно предложить ребенку поиграть с игрушкой. Также можно предложить ребенку потопать, как медведь (попрыгать как заяц). Взрослый говорит: "Мишка топает, топ-топ. Саша топает, топ-топ". Поддержите ребенка в его начинании:" Ты молодец. Вот как топаешь".
Игра «Кулачками тук-тук»
Взрослый сжимает кулаки, показывая их ребенку и говорит:"Вот какие кулачки. А у Саши есть кулачки?" Ребенок постукивает ( или вы кулачками ребенка и произносит: "Тук-тук".
«Сова-большая голова»
Читаем потешку "Совушка- сова" и выполняем круговые движения головой по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повороты влево - вправо. Предложите ребенку повторить за вами.
«Подметаем пол»
Ходить слегка наклонившись и делать руками движения имитирующие подметание пола. Для убедительности можно взять метлу или веник, а на полу разложить конструктор или смятую бумагу.
«Здравствуй, солнышко!»
Ноги вместе в стороны, руки в стороны, ладони зажаты в кулачки. Поднять руки вверх и хорошо потянуться на носочках к солнышку "Здравствуй, солнышко!" кулачки разжать и помахать (разогнать тучки).
«Твоя ладошка, моя ладошка»
Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: "Твоя ладошка, моя ладошка".
«Ладушки»
Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: "Ладушки, ладушки. "
«Мы на лодочке плывем»
Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает
Мы на лодочке плывем,
Тихо песенку поем:
"Ля-ля-ля,ля-ля-ля"-
Покачнулись ты да я
«Покатаем мячик»
Взрослый катит мяч ребенку на полу или столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок вернул мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребёнком.
«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»
Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.
Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.
«Бумажный листопад (снегопад)»
Цель: формирование контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.
В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги (отщипывать кусочки ваты, затем подбрасывать их вверх (либо раздувать) со словами: «Листики (снежинки) кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать «уборку листьев (снега)».
«Мой кубик, твой кубик.»
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.
Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.
«Кто сильнее подует?»
Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания.
Взрослый привлекает (побуждает) ребенка (детей) к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались.
«Снежки»
Цель: формирование положительных эмоций, активизация психической деятельности, развитие ручной координации.
Взрослый побуждает ребенка подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, или кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать ребенка складывать «снежки» в коробку.
«Молоточек»
Цель: формирование положительных эмоций, формирование способности к подражанию, развитие ручной координации.
Взрослый побуждает ребенка отстукивать определенный ритм или стучать рука в руке, проговаривая стихотворение:
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
Раздается громкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для ребят.
«Занавесочка».
Цель: формировать произвольный выдох.
Ребенок дует на бахрому, выполненную из бумаги. Предлагаемая инструкция «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).
«Колокольчик»
Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику).
На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).
Варианты:
• использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;
- увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).