Мужикова Наталья Александровна
Конспект мастер-класса на тему «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс на тему :
«Детское экспериментирование – основа поисково – иследовательской деятельности дошкольников»
Цель мастер – класса : представление опыта работы с детьми подготовительной к школе группе по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.
Задачи:
Публикация «Конспект мастер-класса на тему „Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группе;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Ход мастер-класса :
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас, думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.
Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.
На данном этапе, внедряя ФГОС, я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.
- Скажите громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да)
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Сказка «Путешествие цыпленка в неизведанный мир».
В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный цыпленок. Его братья и сестры были очень послушными, а он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он отправился по тропинке, и вдруг он заметил красивых насекомых. Ему захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать? (Предположения педагогов.)
Опыт №1 «Рассмотри-ка»
Поместим их в емкость. Сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?
Вывод: если смотреть на божью-коровку через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.
Продолжаю сказку.
Опыт №2 «Золотые рыбки»
Неподалеку он увидел небольшое озеро, в котором резво плескались «золотые рыбки». Цыпленок решил поймать и загадать желание.
Оборудование: вода, кубики льда, ворсинистая нить.
Проведение: Наберём в таз воды, бросим в него кубики льда, это и будут наши «золотые рыбки». Поверх ёмкости положим нитку, так чтобы она прикасалась хотя бы к одной льдинке. Затем насыпаем на лёд немного соли и подождём 5 минут. Теперь потянем за нитку за другой край и вытащим нашу «золотую рыбку» (лёд) и загадаем желание. Надеюсь, желание обязательно сбудется.
Вывод: От соли поверхность льдинки немного тает, а вода, которая образовалась, вскоре примораживает верёвку к кубику льда.
Сказка продолжается.
На середине озера плавало много загадочных цветов. Цыпленок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться, но боялся, не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет? (Предположения педагогов.)
Соленая вода имеет еще большую плотность и сейчас мы это увидим в следующем опыте.
Опыт № 3 «Кораблики»
Перед вами 2 емкости с водой. Аккуратно, при помощи ложки опустите сырое яйцо в одну емкость, а затем в другую. Что вы видите? Почему оно плавает?
Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И лодка не тонет.
Сказка продолжается
Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, цыпленок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Какие это были цветы? (кувшинки). Почему это происходит? (Предположения педагогов.)
Опыт № 4 «Кувшинки»
На столах у вас лежат заготовки кувшинок, при помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит?
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт №5 «Монетки»
Цыпленок качаясь на лодочке, заметил на дне озера много монеток и решил достать, уважаемые коллеги, как мы можем достать, не замочив рук? (предположения педагогов)
Для этого у вас на столах лежат магниты, поднесите их к стакану с водой и медленно двигайте магнит по стенке стакана вверх. Что произошло?
Вывод: монетка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, монетку можно легко достать, не замочив рук. Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
И так доплыл цыпленок до берега и очутился на сказочной поляне. И вспомнил о своем желании. А загадал он, чтобы сегодня произошло чудо.
Опыт №6 «Чудо»
Нам необходимо: вода, стеклянная банка, средство для мытья посуды, блёстки.
Проведение: Наберём в банку воды, но не до самого горлышка, затем капнем в бутылку немного средства для мытья посуды и блёсток. Осталось закрыть банку, вращать её против часовой стрелки и любоваться вихрем в нутрии её. Разве не зрелище! Разве не чудо!
А цыпленку было пора возвращаться домой.
Итог:
- Уважаемы коллеги! Вот и подошло наше путешествие в мир науки к концу. Прошу Вас высказать своё мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня на нашем волшебном мастер-классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками.
С помощью таких занимательных экспериментов вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Так давайте же сделаем детство наших воспитанников интересным, счастливым, весёлым, максимально познавательным. Подготовим их к дальнейшему обучению в школе. Сделаем так, чтобы это обучение давалось им легко. Пробудим интерес к учёбе, будем развивать любознательность и усидчивость. Большое спасибо за внимание, дорогие друзья! Творческих вам успехов!