Петлякова Галина Геннадьевна
Мастер-класс «Музыка, движение, речь»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР –КЛАСС
«МУЗЫКА, ДВИЖЕНИЕ, РЕЧЬ»
Актуальность
Остро стоит проблема развития речи в современном мире, а особенно в нашей многонациональной республике. Через общение дети развиваются психологически, реализуют себя как личность, находят свое место в социуме.
Публикация «Мастер-класс „Музыка, движение, речь“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
В нашей республике высокий процент детей с речевыми проблемами, в том числе и с логопедическими. Часто нет понимания различных видов речи у педагогов. Этому способствует отсутствие культуры речи в средствах массовой информации, невнимание и занятость родителей, пристрастие родителей и детей к различным гаджетам, в процессе работы с которыми дети практически перестают общаться друг с другом. В том числе и языковой барьер нашей республики тоже играет не малую роль в позднем речевом развитии дошкольников.
Нарушение речи ведет за собой отставание в развитии. А своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления и коммуникативных качеств.
Цель
Развитие различных видов речи с помощью музыки и коррекции двигательной сферы.
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие.
• Речевое развитие.
• Социально-коммуникативное развитие.
• Художественно-эстетическое развитие.
• Физическое развитие.
Виды деятельности:
• Игровая.
• Коммуникативная.
• Восприятие музыки
• Двигательная
Задачи
Познавательное развитие.
• Развиватьпознавательный интерес.
• Продолжать учить ориентироваться в разных сферах человеческой деятельности
• Обогащать представление детей о сезонных изменениях в природе
• Закреплять элементарные музыкальные понятия
Речевое развитие.
• Продолжат ь учить выражать результаты восприятия музыки в речевой деятельности, осваивая выразительные средства языка
• Продолжать совершенствовать интонационную выразщительность речи (тембр, ритм, темп)
• Совершенствовать речевыое дыхание
• Развивать артикуляцию звуков
• Закреплять представление о предложении, умение делить слово на части, уточнять занания о гласных и согласных звуках
• Вырабатывать самоконтроль за речью
Социально-коммуникативное развитие.
• Доставить радость от встречи с любимой музыкой, получать удовольствие от песен, игр, танцев и хороводов.
• Воспитывать навыки взаимопомощи и сотрудничества.
Художественно-эстетическое развитие.
• Продолжать учить воспринимать музыку, ее настроение, характер, через приобщение детей к музыке посредством доступных упражнений, музыкальных игр, танцев и хороводов.
• Закреплять навыки сочетать движения, речь, музыку.
• Развивать воображение, творческую активность.
• Учить осознанному отношению к вопринимаемой музыке и эмоционально- динамическому осмыслению движений.
• Совершенствовать музыкально-эстетические чувства детей
Физическое развитие
• Способствовать физическому развитию детей
• Совершенствовать координации движений и качеству их выполнения: четкость, выразительность
• Содействовать оздоровлению организма детей через использование здоровьесберегающих технологий (артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика и др.)
• Совершенствования основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы: общей, мелкой и артикуляционной.
Методы и приемы:
• Беседа по результатам слушания и просмотра видеоматериала – вальс, марш (эмоционально-образное содержание музыки, движения и слова)
• работа с карточками,
• игры дидактические,
• художественное слово,
• проэктная деятельность.
• Наглядно-слуховое и наглядно-зрительное восприятие
• Игровая импровизация
• Дыхательная, артикуляционная и зрительная гимнастика
• Ритмодекламация
• Музыкально-ритмичекие движения и танцы
• Скороговорки, распевки, чистоговорки, песни, хороводы
Ход занятия
Дети заходят в зал под песню «Музыка» и останавливаются по краю ковра.
Здороваемся. (пропеваем) «добрый день, добрый день
Начался наш новый день
Мы здороваться, друзья,
Будем вместе ты и я.
Руки всем друзьям пожмем
И все вместе пропоем
Добрый день добрый день
Нам здороваться не лень!
Музыкальный руководитель: А теперь ребята поздороваемся с детьми у кого имена состоят из двух частей.
(дети выходят в цент круга: шаг вперед, все хлопают)
Муз. рук: поем: Е-ва, Е-гор, А-дам, Да-мир, Ва-дим, Да-на, Ди-на. Му-рат, Эль-дар.
Музыкальный руководитель: Попробуем поздороваться с теми у кого сложные имена: например из 4 х частей.
(выходят 2 ребенка. Шаг вперед)
Муз. Рук: у нас их всего трое. Поем
Дети поют: Э-ве-ли-на, А-де-ли-на, Виктория.
Музыкальный руководитель: Спасибо. Ребята.
А теперь отгадайте загадки о музыкальных жанрах
Под музыку эту проводят парад
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.
Дети: Марш
Звучит маршевая музыка. Дети шагают, пропевая песню-речевку.
МАРШ –
Мы идем походкой бравой
Ножкой левой Ножкой правой
Далеко. Далеко. Дружно. Весело легко!
Мы идем походкой бравой
Ножкой левой Ножкой правой
Солнце в небе высоко
В ясный день шагать легко.
Кто идет и смотрит вниз?
Эй, товарищ. Подтянись
Может вы уже устали?
Мы сюда таких не брали
Лучше сядем отдохнем?
Нет мы маршем все пойдем!
(шагают и с остановкой музыки останавливаются)
Муз. Рук: Ребята,пройдите пожалуйста к проэктору. Посмотрим и послушаем. (дети слушают марш МЧС. (картинки – заставка оркестр с дирижером). Как бы вы охарактеризовали музыку этого марша? какая она?
Дети: Четкая. Строгая. Ритмичная. Энергичная. Мужественная. Бодрая. Размеренная. Торжественная. Героическая.
Муз. рук. : А вот здесь марш исполняет марш симфонический оркестр, а кто руководит оркестром?
Дети: Дирижер.
Муз. рук: Вот сколько слов определений для маршевой музыки. А теперь скажите это одим предложением.
(Музыка марша строгая, четкая, ритмичная, торжественная)
Муз. рук. :Что делают под маршевую музыку?
(Люди под нее маршируют во время парада)
Муз. рук: А теперь скажите слова определения для марша под который вы шагали?
(бодрый, веселый, четкий, спортивный)
А теперь одним предложением расскажите о марше, под который вы шагали.
(Музыка нашего марша четкая, бодрая, спортивная)
Муз. рук: следующая загадка.
Ярко зал весь засверкал
Приглашаем всех на бал
Попрошу ответить вас
Что за танец этот?.
Дети: Вальс
Му. рук. : Посмотрим и послушаем Вальс Композитора И. Штрауса «Венский вальс»
Муз. рук. :Это музыкальный жанр – танец.
Муз. Рук: посмотрим как танцуют вальс
Дети перестраиваются лицом к проектору смотрят и слушают.
Муз. Рук. : Какой характер у вальса который вы прослушали?
Дети: Нежный. Ласковый. Кружащийся. Покачивающийся. Веселый. Жизнерадостный.
Муз. рук: Ребята, вальс, который вы послушали называется весенний.
Что вы можете представить когда его слушаете?
(Он веселый под него хочется танцевать весело и легко)
Муз. рук: Если б я сочиняла осенний вальс то использовала бы грустные нотки. А почему, ребята?
(потому что осень такое время года, когда замирает природа, листья опадают, начинаются дожди, с грустью вспоминаешь прошедшее лето)
Муз. рук: И какая же будет музыка этого вальса?
(грустная, печальная, спокойная, медленная, прощальная)
Муз. Рук. :А теперь предлагаю вспомнить несколько движений этого замечательного танца
Дети возвращаются на свои места по краю ковра.
Дети Говорят и выполняют движения вальса:
Танцор партнершу подхватил
И в вихре вальса закружил (шаг вперед на носочки шаг назад на носочки)
Чтоб вальс красиво станцевать
Надо под музыку считать.
Движенья легкие смотри (делают раскрытия, соединили ладошки
Шажок. Другой, и раз, два, три! (2 р)
Шаг на носочки, замерли сами
Шаг. На носочки, поменялись местами (4 р) (делают встречные шаги и замена с поворотом)
Муз. рук: Следующая загадка
Если с музыкой слова
Знают все ка дважды два
Дети: Это песнею зовется
Песня весело поется.
Муз. рук:А чтобы правильно спеть песню и не навредить нашему горлышку, проведем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
Муз. рук. : улыбнись, рассмешись, ведь улыбка это клад
Дети (дети растягивают щечки в улыбке)
Язык мой кверху поднимайся
Смотри с ритма не сбивайся
(кончик языка за верхними зубами, дети произносят «дэ-дэ-дэ»)
Подудеть на дудочке без дудочки мы сможем
(губы сложенные складываем трубочкой, зубы сомкнуты, затем переходят на улыбку)
Муз. рук: Какие вы знаете 2 вида звуков?
Дети: Гласные и согласные
Муз. Рук. :Чем отличаются гласные от согласных?
Дети: они тянутся и поются.
Муз. Рук. :Попробуем пропеть гласные буквы.
Поем все гласные буквы поочереди, а воспитатель их показывает на карточках
Муз. Рук: Как мы пели гласные?
Дети:протяжно. слитно
Муз. Рук. :в музыке это можно назвать легато. А согласные поются?
Дети: нет
Муз. Рук: а давайте все таки попытаемся спеть несколько согласных звуков.
Отрывисто поем: б,в,г,д,ж
Муз. Рук: они не поются. А почти проговариваются. Как мы их пытались пропеть?
Дети: Четко, отрывисто.
Муз. Рук. :в музыке это называется стокатто.
Муз. Рук. : У костра под горкой
Верочка с Егоркой
Верочка с Егоркой
Твердят скороговорки.
Разговор у них проворный
Быстрый и скороговорный.
Муз. рук. :Вспомним нашу скороговорку.
Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Потеряла Маргарита
Маргаритки во дворе. В этой скороговорке сколько предложений?
Дети: два
Муз. рук: есть ли в этой скороговорке слова, которые звучат похоже? Какие это слова?
Дети: маргарита, маргаритки.
Муз. рук. : споем скороговорку с акцентом на слове маргарита
Поем 1 раз. Собирала Маргарита….
Теперь споем ее же с акцентом на слове маргаритки
Поем: Собирала маргарита маргаритки….
Муз. рук: А второй раз споет немного в более быстром темпе.
Муз. Рук: Мы так хорошо проговаривали весенние скороговорки, что нас услышала Фея Весны.
Входит девочка Фея -Весны.
Здравствуйте а вот и я
Рада видеть вас друзья
Скороговорка о весне
Не дает покоя мне
Я весна-веснушка
Веселая девчушка.
Приглашаю в хоровод
Ведь Весны пришел черед.
Хоровод с движениями. С элементами вальса и со словами
«О весне»(дети садятся на стульчики)
Муз. рук. : После этой песни даже тепло стало на душе.
(звуки весеннего леса)
Муз. рук: ребята вы слышите? Это Фея Весны зовет к нам гостей.
Фея весны взмахнула рукой. Дети со степами зашли.
Стеааэробика «Весна идет» (уходят)
Фея Весны: Я с Весною к вам пришла
И тепло вам принесла
Разукрасила цветы небывалой красоты
Чтоб цветочки оживить нужно с солнышком дружить.
Хор рук старшая группа «Солнышко»
Танец «Цветов»(цветы из фатина) в конце весна над букетом цветов поднимает жука – игрушку.
Муз. рук. : Солнышко вышло. Цветы расцвели, проснулись жучки.
Игра - Хоровод «Жучок» (тот кто жучок тому одевается шапка жука)
Раз мы вышли на лужок (по кругу)
На лужок. На лужок
Там нам встретился жучок (выходит жучок)
Жу-жу-жучок
Припев: (жучок поет) Я – жучок. Я- жучок
Жу-жу-жу-жучок
2 Вот мы встали все в кружок
Все в кружок. Все в кружок
Нас не бойся ты жучок (парами)
Жу-жу-жу-жучок
Припев (другой жучок слова теже)
3 ты бы нам узнать помог (идут в центр)
Нам помог, нам помог (назад)
Чем ты занят так жучок
Жу-жу-жу-жучок
Жучок: Чем я занят раскажу
Расскажу, расскажу
Я весь день вовсю жужжу
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Дети: Он весаь день во всю жужжит
Жу-жу-жу, жу-жу-жужжит
Муз. рук. : так громко жучок жужжал, что и полили дождик и на небе красивая радуга.
Девочка выходит читает стихотворение про радугу. Звучит музыка.
Ритмодекламация Стихотворение «Радуга»
Ребенок (Дарина): На небе радуга сияет и блестит,
Как будто нам по ней проход открыт.
Луч многоцветный опустился из небес,
В прекрасной радужной пыли сияет лес.
Листва мерцает, словно изумруд,
Восторг уносит нас в заоблачный полёт,
Быть может, там разгадка чуда ждёт.
Нам светит радуга, свежа и хороша,
От ярких красок счастьем светятся глаза.
Танец «Радужки» (юбки разноцветные, белые купальники) В конце дети должны сидеть на коленках с лентами.
(звук грозы)
Муз. Рук. : Ну а дождь не унимался
Все стучал в окно. Старался.
Инструменты мы возьмем
Заиграем под дождем
Дети все выходят на полукруг. Некоторые берут инструменты.
Песня «Дождик капает по крыше» (с музыкальными инструментами)
Муз. рук. : А закончим мы нашу встречу весенним флеш-мобом, в котором примут участие наши воспитанники, педагоги и наши гости…
Общий Флеш-моб для зрителей. «Чику-рику»