Мария
Мастер-класс «Логоритмика — это движение, движение — это здорово»
▼ Скачать + Заказать документы
План проведения:
1. Сообщение: «Актуальность использования данной методики».
2. Практическая часть:
- Игровой прием «Знакомство»;
- Упражнение на координацию речи с движением «Игрушки» М. Картушина;
- Упражнение на развитие чувства ритма «Музыкальные палочки» И. Галянт;
- Танцевальная фантазия «Пигмалион» М. Леграна;
- Упражнение координацию движений «Мы на карусели сели»
- Массаж спины «Дождь»
3. Рефлексия.
Актуальность.
Публикация «Мастер-класс „Логоритмика — это движение, движение — это здорово“» размещена в разделах
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Предлагаем вам опыт работы, способствующий оказать помощь в условиях обычного детского сада детям с нарушениями речи.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.
В планировании интегрированных занятий мы используем принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т. д.). Основа занятий очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, сюжетные и дидактические игры.
Тематическая направленность и организационная вариативность таких занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз). В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев.
В результате практической работы сложилась следующая структура интегрированных занятий:
• движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
• танец (хоровод);
• разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
• песня, сопровождаемая жестами;
• мимические упражнения;
• массаж (спины, рук, ног и т. п.) или гимнастика для глаз;
• пальчиковая игра;
• подвижная или коммуникативная игра.
В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной детьми на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия. Предлагаем вам окунуться в мир логоритмики.
Практическая часть:
Мне кажется, что всем гостям интересно узнать, как зовут каждого из нас.
И сейчас мы познакомимся. Скажите вы любите чудеса? И сейчас с каждым из вас произойдет чудо, вы превратите свое имя в волшебные предметы. Но предметы вы должны назвать на тот, же звук, с которого начинается ваше имя.
Игра «Знакомство»
Музыкальный руководитель: (комментарии для педагогов) Вот такой эмоциональный настрой важен в работе с детьми. Такой прием организации детей мы используем на занятиях.
Музыкальный руководитель: Чудо произошло, но чего-то не хватает, как вы думаете чего? Без чего не обойтись на занятии, празднике? Конечно же, без музыки.
Музыка помогает нам изображать настроение, петь песни, танцевать.
При организации начала занятия мы используем вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением. Выполняя упражнения, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат. И сейчас одно из таких упражнений мы вам покажем.
Упражнение на координацию речи с движением «Игрушки» М. Картушина
Упражнение «Игрушки»
Ать-два, левой-правой,
Вдоль плетней, заборов и оград,
Ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш отряд.
Шаг марша
Вот выходят в хоровод
Важные матрешки.
Им играет Васька-кот
На губной гармошке,
Топающий шаг, поддерживая левой ладошкой локоть правой руки, все пальцы правой руки, кроме указательного, сжаты в кулак, подставлены под подбородок, указательный палец прижат к щечке.
И копытами баран
Ударяет в барабан.
Приседают, ладони на колени; встают, руки в стороны с произнесением слова «Бам!».
Уши круглые, как блюдца, —
Ну, нельзя не улыбнуться!
Поиграем, Чебурашка,
Нос, как черная букашка.
Положить ладони на голову, локоточки — в стороны. Выполнять наклоны корпуса вправо-влево.
Смотри, я — Джек-в-коробке,
На корточках сижу,
Темно и очень тесно мне,
И я не выхожу.
Присесть, сгруппировавшись в «клубочек».
Но стоит крышку приоткрыть,
Разводят ладошки в стороны.
Пружинку завести —
Собирают пальцы правой руки вместе, прижимают их к ладони левой и делают вращательные движения («заводят пружину»).
Я потихоньку подымусь,
Начну расти, расти.
Медленно поднимаются, постепенно выпрямляясь.
Я поднимаюсь изнутри,
Тяну я руки вверх,
И прыгаю я — раз, два, три —
Быстрее, выше всех!
Прыжки, ноги в стороны — ноги вместе, подняв руки вверх.
Музыкальный руководитель: В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи. На своих занятиях мы используем игры с палочками - увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.
Упражнение «Ножки» И. Галянт
Игра с палочками «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест накрест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхали! - поглаживание руками лежащих палочек
И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу
Музыкальный руководитель: Фантазия (от греч.) – воображение. Детская танцевальная фантазия – двигательная импровизация под любую мелодию. Такие задания развивают у детей способность к творчеству, воображение, умение ориентироваться в пространстве.
В своей практике, мы используем работу по развитию творческих способностей в музыкально-ритмических движениях, для развития творческой активности.
При помощи невербальных методов мы покажем, как можно передать танцевальную фантазию в соответствии с текстом.
Танцевальная фантазия «Пигмалион» М. Леграна
Много лет тому назад в древнем государстве жил знаменитый скульптор. Он умел творить чудеса: из больших и красивых камней он высекал статуи. Скульптор вкладывал в них всю свою душу, любовь и мастерство.
Статуи были все разные, непохожие друг, на друга. Скульптор ходил между ними и любовался творением своих рук. Они стояли неподвижные, их мраморные лица ничего не выражали: они были холодные и надменные, но, несмотря на это, очень-очень красивые. Творцу захотелось, чтобы все они ожили и радовались жизни. Он стал ходить между статуями и нежным взглядом и теплым прикосновением рук вдыхал в них жизнь. Каменные фигуры оживали, медленно поворачиваясь и разглядывая друг друга, а потом начинали плавно, неторопливо двигаться. Первые их движения были неуклюжие, ведь они еще не умели ходить, не умели танцевать, даже не умели улыбаться! Но произошло чудо: их движения становились все выразительнее, красивее, грациознее. Они начали танцевать. Казалось, для них ничего в мире не существует, кроме музыки и танца.
…Но вот наступала ночь, и все они опять застывали в своих позах и, засыпая, думали о том, что с наступлением следующего дня они опять будут танцевать под звуки прекрасной, нежной музыки.
Музыкальный руководитель: Ни одно занятие, праздник не обходится без танца. А музыка особенно новая, современная, способна творить чудеса с нашими движениями.
Танец развивает внимание, чувство ритма, пластику движений.
Посмотрите, как могут быть использованы упражнения на координацию движений.
Упражнение «Мы на карусели сели».
Дети встают в пары с родителями. Взявшись за руки, кружатся.
Завертелись карусели. Пересели на качели,
Вверх летели, Взявшись за руки, один стоит, другой приседает, потом — наоборот.
Вниз летели. А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет,
Взявшись за руки, качаются вправо-влево, вперед-назад.
Ветер лодочку качает. Весла в руки мы берем,
Изображают, сидя на полу, как «гребут веслами».
Быстро к берегу гребем. К берегу пристала лодка.
Встают прыжком.
Мы на берег прыгнем ловко
И поскачем по лужайке, Скачут на двух ногах.
Словно маленькие зайки
Музыкальный руководитель: Очень важно и правильно закончить занятие с детьми, т. е. правильно подобранные игровые упражнения, задания на творчество, танец, все это подчиняется одной сюжетной линией. Занятие можно закончить к примеру массажем, один из которых мы вам сейчас покажем.
Массаж спины «Дождь»
Дети садятся спиной к родителям, которые выполняют движения :
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
Хлопки ладонями по спине.
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Поколачивание кулачками.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Постукивание пальчиками.
Только мой братишка в луже
Поглаживание спины ладошками.
Ловит рыбу нам на ужин.
Вы увидели практические методы и приемы использования логоритмических упражнений на занятиях. Все они проводятся в тесной связи с музыкой. Её эмоциональное наполнение способствует всестороннему развитию ребенка, и в первую очередь, становлению ровной, правильной речи. Спасибо за внимание!