Сабина Рябышена Алексеевна
Мастер-класс для педагогов «Играя развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 53 «РОСТОЧЕК»
Мастер – класс для воспитателей на тему:
«Играя развиваем речь»
Подготовил: учитель-логопед
Рябышена С. А.
г. о. Мытищи, 2018
Мастер – класс для воспитателей на тему:
«Играя развиваем речь»
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Играя развиваем речь“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наша сегодняшняя встреча посвящена дидактическим играм, направленным на развитие речи ребёнка. Все Вы работаете уже давно, имеете огромный опыт, поэтому я не буду останавливаться на теории, т. к. всем Вам она хорошо известна.
Основная цель моего опыта работы: «Формирование чёткой, грамматически правильной речи детей дошкольного возраста». Но успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы невозможно без взаимосвязи логопеда и воспитателей. Необходимо работать в команде.
Для полноценного развития речи ребёнка необходимо совершенствование и развитие всех компонентов речи.
Слайд 2. Я хочу рассказать и показать Вам сегодня логопедические игры, которые можно использовать в совместной деятельности с детьми, как в первой половине дня, так и в вечернее время, как с группой детей, так и индивидуально. Необходимо отметить, что все дидактические игры должны быть кратковременными, чтобы не снижалась умственная активность детей, а также все эти игры и пособия должны быть многоцелевыми и многофункциональными, что значительно облегчает работу, позволяет разнообразить игру, сделать её интереснее и решить сразу несколько поставленных задач.
Слайд 4 .Начнём мы, пожалуй, с самого важного, с того, с чего необходимо начинать развитие речи – это развитие памяти, внимания и мышления. Т. к. без хорошо развитого слухового внимания невозможен хороший фонематический слух, без хорошо развитых фонематических функций, невозможно иметь хорошо сформированный грамматический строй, т. к ребёнок не слышит звуков, окончаний, он будет допускать ошибки при согласовании слов в предложении, ошибки при словоизменении и словообразовании. Таким образом, можно сказать, что все компоненты речи взаимосвязаны, без развития одного невозможно развитие другого.
Слайд 5 .Например, игра «Четвёртый лишний» проста и интересна детям, заставляет их концентрировать внимание на предмете, думать и объяснять свой ответ. Можно использовать эту игру и для развития слухового внимания, только не показывая детям картинки, а называя предметы, где ребёнок определяет лишнее на слух.
Слайд 6. Для развития мышления, зрительного внимания хорошо использовать логические цепочки. Логические цепочки можно использовать при изучении любой лексической темы. Играть можно как со всей группой детей, используя компьютерное оформление как демонстрационный материал.
Слайд 7. Можно предложить детям составить свои бусы, цепочку и т. п., при этом развивая ещё и творческое воображение.
Слайд 8. Говоря об игровых упражнениях на развитие просодической стороны речи, т. е. на развитие интонационно-выразительной её окраски, хочется напомнить воспитателям, что необходимо следить за длительностью и плавностью речевого выдоха во время высказываний ребёнка, за тем, чтобы вдох ребёнок делал носом, а выдох ртом, чтобы речь звучала на выдохе. Всё это способствует развитию правильной плавной, спокойной речи ребёнка. При проговаривании и заучивании стихотворений важно соблюдение темпа и ритма речи, интонационной выразительности и чёткости дикции.
Например, у детей с ТНР часто нарушено мягкое, напевное произнесение гласных звуков для этого хорошо их пропевать, используя упражнения «Лесенка» с повышением и понижением тона, «Укачиваем куклу».
Слайд. 9. Очень важно развивать у детей общую и мелкую моторику, сочетать речь с движением, т. к. все мы знаем, что движение пальцев рук способствует развитию речи. Развивая общую и мелкую моторику необходимо добиваться точности выполнения, чёткости при сочетании речи с движением, что способствует развитию темпа и ритма речи, координации движений, внимания, мышления и памяти. Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль, счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Хорошо использовать для развития кисти и пальцев рук упражнение «Фокус» с пакетиком, пробки, решётки, для развития силы кистей рук сжимать различные резиновые кольца с проговариванием четверостиший, а также прищепки, которыми можно захватывать разные мелкие предметы, проводить с ними игры-драматизации (разыгрывание сценок). На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику рук, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение.
Слайд 10. Еще один способ профилактики и активизации речи ребенка – Су Джок терапия или «Весёлые шарики-ёжики». Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм. На кистях имеются точки (или зоны, которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь, т. е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. (Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну)
Шарики используем не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия, словаря, при обучении счету и т. д. Можно использовать следующие игры: "Разложи шарики по цвету", "Найди все синие (красные, желтые, зеленые) ", "Сделай разноцветные шарики" (сине-красный, зелено-желтый).
Слайд 11. Артикуляционная гимнастика. Почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». 4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем: и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Слайд 12. Пальчиковая гимнастика. Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга. Совершенствует внимание и память.
Слайд 13,14, 15, 16. А мы с Вами продолжим разговор о логоиграх на развитие лексико-грамматических категорий. Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Вот игры которые можно использовать в работе.
Слайд 17. Игра «Где находится» направлена на практическое употребление предлогов в речи, согласование слов в предложении, а также на развитие мышления и зрительного внимания. Закрепляем в речи употребление предлогов: на, с, в, из, по, также учим использовать над, под.
Вот на этом мы, наверное, сегодня и остановимся. Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия показанные и перечисленные сегодня Вам пригодятся в работе.
Слайд 18. А сейчас хочу предложить вам создать пособие на развитие дыхания своими руками.