Татьяна Помеляйко
Разработка и реализация специальной индивидуальной программы развития по предмету «Музыка и движение» (1 год обучения)
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка и реализация СИПР (специальной индивидуальной программы развития) по предмету «Музыка и движение» 1 год обучения
(из опыта работы)
(Слайд 1)
Педагогическая работа с ребенком с умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыкальное развитие.
Публикация «Разработка и реализация специальной индивидуальной программы развития по предмету „Музыка и движение“ (1 год обучения)» размещена в разделах
Физические недостатки могут сделать человека неспособным танцевать, но музыка побуждает его двигаться каким-то другим способом. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет пробовать «пропевать» мелодию доступной ему вокализацией. Как доказано, стимуляция мозга классической музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает дальнейшую их деградацию. Одной из главных проблем при налаживании взаимодействия с ребенком, с тяжелыми множественными нарушениями развития является отсутствие его внимания, пребывание на «своей волне». А особенно подобранная музыка может привлекать его внимание и организовывать относительную устойчивость процесса восприятия. Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует самореализации, формированию чувства собственного достоинства.
Таким образом, музыку мы рассматриваем как средство развития, так и средство самореализации ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
С учетом этого задача педагога состоит в том, чтобы с помощью музыки помочь ребенку научиться воспринимать окружающий мир, сделать его отзывчивым на музыкальные звуки, научить наслаждаться ими.
Я, как учитель музыки, расскажу вам о методах музыкальной терапии, которые использую в своей работе с детьми, имеющими умственную отсталость, тяжелые множественные нарушения.
Важную роль играет терапевтический элемент музыкального воздействия. Прежде всего, я стараюсь создать эмоционально положительную атмосферу урока. Ведь эмоции влияют на все психические процессы: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, волю. И одной из главных задач урока я считаю создание положительного эмоционального фона, эмоционального контакта ребенка и взрослого, ощущения ребенком собственного эмоционального благополучия, что способствует его полноценному физическому и психическому развитию.
Эффект от применения музыкальной терапии прежде усматривают в следующем (Слайд 2) :
эмоциональная разрядка,
облегчение ситуации взаимодействия,
регуляция эмоционального состояния,
приобретение новых средств эмоциональной экспрессии,
создание основы коммуникативных навыков,
развитие творческого воображения и фантазии,
содействие самовыражению и саморазвитию.
Я, как учитель музыки, вхожу в состав экспертной группы по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) и разрабатываю свой блок по учебному предмету «Музыка и движение».
(Слайд 3) Предмет «Музыка и движение» относится к образовательной области «Искусство», на его изучение отведено 2 часа в неделю (66 в год). Программа построена по следующим разделам: «Слушание», «Пение», «Игра на музыкальных инструментах», «Движение под музыку».
Рассмотрим СИПР ученика 1 «Б» дополнительного класса (второй год обучения) Безлепкина Андрея (обучается на дому, приводят в школу на занятия родители) по предмету «Музыка и движение».
(Слайд 4) В этом учебном году мною были намечены следующие предметные результаты освоения программы. Вы можете видеть уровень освоения за I полугодие.
(Слайд 5) Структура занятия следующая:
1. Приветствие как ритуал.
2. Регуляционное упражнение (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания) с целью налаживания психофизиологического состояние ребенка в плане привлечения ее к действию;
3. Коррекционно-развивающие упражнения (главный блок заданий).
4. Прощание как ритуал.
(Слайд 6) С каким эмоциональным состоянием Андрей приходит на занятие непредсказуемо. И главное назначение ритуала приветствия, которое происходит в начале урока, — создать атмосферу доверия и настроить ученика на занятие. Это может быть приятная спокойная и негромкая музыка. Я подхожу к Андрюше и, здороваюсь при помощи какого-то музыкального инструмента, или просто напевая фразу, например «Здрав-ствуй, Ан-дрю-ша», сопровождаю напев хлопками в ладоши. Во время приветствия стараюсь так подстраиваться, чтобы мои глаза были на уровне его глаз, чтобы лучше понять состояние и дать мальчику почувствовать, что здесь он — в безопасности.
(Слайд 7) Для Андрея я ставлю стул около пианино. Перед началом пения говорю (дотрагиваясь до частей тела, как правильно сесть, поставить ноги, положить руки на колени, держать голову, плечи. Если он не выполняет упражнение, беру его руки и, напевая слова игры, выполняю движения его руками.
Первое упражнение, связано с активизацией внимания и является очень важной составляющей коррекционно - развивающего процесса. Это упражнение «Распевка» («Музыкальная лесенка»).
Главный блок заданий состоит из нескольких этапов. Так, на первом этапе я провожу музыкально-ритмические игры для сенсорной стимуляции, развития координации движений, которые постепенно перерастают в игры для развития координации речи и движений, пение, и игру («Похлопаем в ладошки»). (Слайд 8)
Дальнейшая работа строится на подпевании эмоционально насыщенным мелодиям, которое перерастает в самостоятельное пение. («Киска», «Ау!»).
На втором этапе происходит прослушивание музыки (вместе с активизированным ритмичным движением. Разучиваю инсценированные попевки, способствующие становлению коммуникации, побуждающие двигаться в едином ритме (используются двигательные игры «Музыка с мамой» Е. Железновой). Упражнения на релаксацию мышечного тонуса, задачей которых является научить детей управлять своими мышцами и эмоциональными состояниями; рисование под музыку.
(Слайд 9) На третьем – музыкально-ритмические игры (игры-диалоги); вокально-двигательный игротренинг с использованием фитбола; танец как коммуникация двигательными средствами («Танец утят»). На этом этапе представлены самые сложные задачи, выполнение которых возможно через развитые у ребенка на предыдущих этапах способности находиться и выполнять последовательные действия в ритмически организованной среде, с устойчивым пространством, имеющую определенную эмоциональную окраску и в которой присутствуют еще несколько участников (на групповом занятии).
Для танцевальных упражнений есть простые элементы танцев различных народов мира, для которых используются соответствующие народные мелодии. Эти мелодии имеют концентрированную жизненную энергию, в то же время они просты, мелодичны, легко запоминаются, отличаются ярким рисунком, характерным фиксированным ритмом, определенным однообразием (т. е. четкой пространственной и временной организацией).
Итак, центральный блок развивающих занятий построен таким образом, что сначала отрабатывается способность ребенка действовать по четким определенным правилам (при этом в поле внимания достаточно держать какой-то один план проявлений, затем постепенно усложняется задача.
Известно, что у детей с умственной отсталостью может наблюдаться большая приверженность в отношении к предметам, чем к людям. Это обуславливает эффективность налаживания диалога с ними опосредованно, например, через музыкальные инструменты, необходимые для занятий. Это и набор колокольчиков, металлофон — лесенка, разные бубны, барабаны (большие и маленькие, трещётки, маракасы, кастаньеты, наборы разных треугольников, тарелки, дудочки-свирельки, гитара акустическая. В своей работе я использую мягкие игрушки (кошечка, собачка, божья коровка и другие, иллюстрации, муляжи музыкальных инструментов). В общем, всё, из чего можно извлекать чистые звуки, что могут удержать детские руки.
(Слайд 10) Заключительный этап урока — прощание. Прощаемся под мелодию на фортепиано (свирельке) и слушаю ответ мальчика, который сопровождает свой уход определенным движением. Иногда прощание я организовываю таким образом: подхожу к мальчику, держа в руках бубен и, ударяя его рукой, напеваю: «До-сви-да-ни-я». Главное, чтобы Андрей ушел в хорошем настроении.
Календарно – тематическое планирование составлено с учетом рекомендаций ФГОС, тематическими блоками («Мои игрушки», «Что на осень принесет», «Зимние забавы» и др.). Каждому разделу («Слушание», «Пение», «Игра на музыкальных инструментах», «Движение под музыку» уделяю внимание на каждом уроке.
(Слайд 11) Мои советы:
1) для того, чтобы ребенок занимался эффективно, занятия необходимо проводить с удовольствием и энтузиазмом, только тогда можно захватить его своим настроением;
2) музыкальное занятие следует строить таким образом, чтобы оно было целостным драматическим действием;
3) на занятиях, особенно на ранних этапах, выполнять задания за детей следует подключая их руки, направляя их движения.
Положительным результатом обучения считаю желание Андрея идти на занятие (в сравнении с мероприятиями в актовом зале, отклик на предлагаемые виды деятельности (подает руку на приветствие, садится на стульчик, соблюдает вокально-певческую установку, гладит кошку, играет на барабане, становится в хоровод, идет по кругу, рассматривает иллюстрацию к песенке, смотрит с удовольствием видео с песенками из мутьтфильмов).
Отрицательных результатов нет. Но некоторые виды деятельности Андрей пока не выполняет (пение, повторение движений по показу, повтор ритма).
Проблемы: внимание удерживает непродолжительное время, при активном воздействии со стороны учителя, в качестве защитной реакции у Андрея могут наблюдаться агрессия, самоагрессия, спонтанные вокализации. Возможна концентрация внимания на определенном предмете (палочка барабанная, ножницы, карандаш).
Музыкальная терапия - это только одно из направлений работы с детьми с умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями. Если, грамотно, с интересом работать в этом направлении, то можно рассчитывать на положительный результат.
(Слайд 12)