Ирина Алексеева
Консультация для родителей «Движение –это речь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : «Движение-это речь!»
Развитие мелкой моторики у детей
Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Моторная потребность, или потребность в движении, имеет огромное значение для человека. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы, при движении интенсивнее протекают все физиологические процессы (дыхания, кровообращение, пищеварение, процессы обмена, что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Мышцы нарастают в объеме, увеличивается их сила, повышаются эластичные и сократительные свойства. Костное вещество становиться более твердым, позвоночник принимает правильное положение. Дело в том, что двигательный, моторный компонент является необходимой составляющей всех функциональных систем организма, и их развитие невозможно без соответствующего моторного развития. Развивать мелкую моторику и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны -двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно - пространственных упражнениях.
Для вас родители!
«Давайте займемся домашними делами вместе с детьми»
Задания по развитию мелкой моторики могут
быть включены в такие домашние дела, как:
• перемотка ниток;
• завязывание и развязывание узелков;
• уход за срезанными и живыми цветами;
• чистка металла;
• водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье ( объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
• собирание разрезных картинок;
• разбор круп и так далее.
Все зависит от вас и вашей фантазии. У вас все получится
Работа с пульверизатором
Оборудование: Пульверизатор, ватка.
Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу. Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота с обеих сторон, возьмите ватку и два пульверизатора и загоняйте ватку в ворота соперника.
Работа с карандашом.
1. Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.
2. Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.
3. Вращение карандаша ладонями обеих рук.
4. Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т. д.).
Работа с резинкой
Содержание: Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т. д.).
Работа с клавишами
Оборудование: настольный звонок (или предмет его заменяющий - музыкальная игрушка, клавиатура).
Содержание: Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши.
Родителям детей 5-7 лет для развития ручной умелости рекомендуется проводить:
катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;
разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
завязывать узелки на шнурке, веревке;
застегивать (расстёгивать) пуговицы;
играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;
выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
мять руками поролоновые шарики, губки;
рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;
резать (вырезать) ножницами;
плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
выполнять аппликации.
Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:
перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;
уход за срезанными и живыми цветами;
водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья ( объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
разбор круп и т. д.
выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
мять руками поролоновые шарики, губки;
рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;
резать (вырезать) ножницами;
плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
выполнять аппликации.
Оборудование: настольный звонок (или предмет его заменяющий - музыкальная игрушка, клавиатура).
Содержание: Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши.
Пальчиковые игры.
Цели и задачи:
• развитие согласованных движений обеих рук,
• развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,
• развитие внимания.
Методы обучения:
• показ действий
• действия руками ребенка
• самостоятельные действия ребенка.
1. На одном из занятий познакомим детей с пальчиками:
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою, всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие "пять да пять",
Угадайте, как их звать?
(Пальцы)
- Да, дети, это пальцы.
- А почему вы догадались?
- Почему пальцы "родными братьями" называют?
- У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть.
- Любите ли вы играть с пальчиками?
- Покажите пальчики правой (левой) руки.
- Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.
- Дети, кто из вас знает как этот (показываем большой) палец называется?
- Как вы думаете, почему он так называется, большим?
- А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.
- Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).
- Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.
- Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.
- И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:
- Здравствуй, большак!
- Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка!
- Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.
В гости к пальчику большому,
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик, малышок,
Постучался о порог.
Вместе пальчики друзья
Друг без друга им нельзя.
- Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?
- Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать.)
- Наши пальчики могут все, значит они волшебные.
Правая и левая водят поезда,
Правая и левая строят города,
Правая и левая могут шить и штопать,
Правая и левая могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь,
Руки так устали.
Правая и левая спят на одеяле.
О. Дриз.
Теневой театр.
Цели и задачи:
• развитие согласованных движений обеих рук,
• развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,
Материалы:
• настольная лампа.
Методы обучения:
• показ действий,
• действие руками ребенка.
Предлагаемые фигуры:
"Дерево" : поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальцы; пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону ("подул ветер, и дерево закачалось")
"Зайчик" : сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими ("заяц шевелит ушками"); можно также изобразить, как зайчик "скачет", "танцует",
"Коза" : пальцы руки сожмите в кулак, затем выпрямите указательный палец и мизинец - получатся "рога" на голове козы. С помощью движений рук можно изобразить, как коза "бодается", "ход