Ирина Костарева
Мастер-класс для родителей «Играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для родителей (подготовительная группа)
«ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ!»
Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста
Оснащение:
• Мультимедиа.
• Памятки для родителей.
• 2 яблока, апельсин
Ход мероприятия.
Слайд 1 Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители!
Публикация «Мастер-класс для родителей „Играем — речь развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер-класс на тему развитие речи.
Хочу у вас спросить, а вы любите играть?
Сейчас я попрошу всех вас встать вкруг.
Слайд 2 Упражнение называется «Прикосновения»
Каждый по кругу прикасается к руке своего соседа справа и говорит ему комплимент.
Вот посмотрите, сколько приятных слов вы сказали друг другу.
Я рада, что мы собрались все вместе. Тема нашего мероприятия. «Играем-речь развиваем».
Для поступления наших детей в школу осталось совсем немного времени.
И важно, чтобы будущие школьники умели рассуждать, объяснять, доказывать, правильно строить предложения, иметь богатый словарный запас.
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает свои мысли, рассуждает. Беспокоит ли нас это сейчас?
Какой бы вы хотели видеть речь ребенка, к моменту поступления в школу (грамотной, понятной, выразительной, осмысленной,богатой)
Что же делать?
Слайд 4 Существует много игр и упражнений, которые формируют у ребенка грамотное высказывание, можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится! (Кстати, мы сейчас поиграли в игру, и вы говорили комплементы, это не просто так, мы детей учим говорить комплементы и в дни рождения учим говорить пожелания имениннику)
Речевые игры
Слайд 5 Итак, давайте посмотрим вокруг себя и начнём! Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы.
. -Вы посмотрели перед собой и увидели, например, …яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование
1.«Подбери словечко». Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д. Выигрывает тот, кто называет последнее слово. Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей.
Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть внимательней и сравнить между собой. В этом поможет игра :
2. «Сравни два яблока» - одно яблоко жёлтое, а другое - красное; одно сладкое, а другое - кислое; у одного коричневые семечки, а у второго – белые; одно большое, а второе маленькое и т. д. Можно сравнить два разных фрукта (яблоко и апельсин).
3. Игра «Приготовим сок» (с мячиком)
Из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из слив - сливовый, из вишни - вишневый, из моркови - морковный, из лимона - лимонный, апельсина – апельсиновый, сок из крыжовника? и т. д. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Из апельсина. И т. д. (И так же можно поиграть по другому) 4. «Чей хвост?»
- Хвост кошки - кошачий хвост; хвост собаки-собачий хвост; хвост белки- беличий хвост; хвост волка-волчий хвост; хвост барсука-барсучий хвост,хвост овцы-овечий хвост; хвост птицы-птичий хвост.
Составление рассказа
5. Игра «Чем закончилось», ну даже можно сказать не игра, а взаимодействие с ребенком, например, смотрите мультфильм и очень заинтересованы, чем этот мультфильм закончится, но вам очень срочно нужно уйти на кухню, попросите ребенка досмотреть мультфильм, а потом попросить рассказать. И вот ребенок досматривает мультфильм, вы спрашиваете, а он пересказывает. Так, опять же он чувствует свою значимость и опять же старается рассказать грамотно, подробно и естественно вы его похвалите, поблагодарите и эмоционально у него будет большой подъем.
6.-Следующая игра будет называться «Вспомни сказку». В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки», «Мешок яблок» и др. А если ребёнок вспомнил и пересказал сказку, то тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.
7. «Скажи наоборот», т. е антонимы (с мячиком)
Очень полезно тренирует не только образное мышление, но в целом внимание, давайте поиграем антонимы это слова противоположные по значению
-сахар - сладкий, а перец горький
- дорога широкая, а тропинка узкая, холодный – горячий, мокрый – сухой, темно-светло, медленно-быстро, забыл - вспомнил, уронил – поднял.
Нужно детям ведь сначала представить слово темно, а потом еще и противоположное слово светло, тренируется внимание, мышление, очень полезные игры.
8. «Слова друзья» или слова Синонимы
Как вы думаете, как можно сказать о печальном человеке? Печальный, это значит еще какой?
- грустный, не веселый, унылый, печальный и т. д
Как можно по-другому сказать храбрый?
- смелый, бесстрашный, сильный, отважный.
Вот синонимы детям даются сложнее, но если мы введем, в практику будем обращать на это внимание, таким образом, мы будем расширять словарный запас, речь ребенка будет грамотной и более развернутой.
9. «Закончи слово» (с мячиком)
Называем только первый слог, может, два слога в зависимости какое слово вы придумаете, вот придумайте окончание слова:
При…шел, сту…л, ум. ный, че…ловек, шу…ба,ко…шка, де…во.
Скажите, вам с мячиком нравится играть? Вы его хорошо ловите, да? он такой колючий, плюс такой тяжеленький, детям бывает сложно ловить этот мячик, хотя по размеру им как раз подходит. Если будите использовать этот мяч, у ребенка будет развиваться тактильное ощущение, будет развиваться моторика, плюс будет развиваться внимание, потому что у многих детей, особенно у современных детей, внимание сильно страдает, когда ребенок ловит мяч, ему зрительно надо сосредоточиться на нем, нужно увидеть, куда он будет бросать, и будет развиваться ловкость.
Вывод: Для чего нужны эти игры, для того чтобы у ребенка появилось чувство речи, чувство того что, слова как то по- другому можно назвать, что слова как то по другому используются не так, как например он привык, т. е больше будет обращать внимание на свои ошибки, будет стараться их исправлять, будет обращать на речь окружающих и будет стараться правильной речи, а не правильную исключать.
Слайд 6 Игры для формирования умения выделять звуки в словах
1. Звук «Г» либо другой звук
-хлопнуть в ладоши, если услышите слова со звуком «Г»
Готовы?
- Груша гусениц не любит:
Грушу гусеницы губят.
- У нас в зоопарке гиббоны, гепарды,
Гиены и гибкие леопарды.
2. «Какой общий звук в этих словах?»
Шуба-кошка-мышь и т. д можно любые слова подбирать со звуком «С» или «З», но звук произносить громче, чтобы ребенку было понятно, если сразу не получается. Не надо опускать руки оставлять, потом все у ребенка будет получаться, не будет никаких проблем.
3. «Подберите слово» - которое начинается на последний звук слово «стол»
(лошадь, дом и т. д)
4. Игра «Шутки – минутки»
Вы читаете строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку в стихотворении и исправляют её.
- Тили –тили-тили бом! Загорелся кошкин Том (дом);
- За окошком зимний сад, там листочки в Бочках спят (почках);
- Мальчишек радостный народ, коньками звучно режет Мед (лед)
Ну, это все так весело проходит, мы взрослые у нас все так банально, а дети в восторге, смеются и радуются.
5. Игра «Найди место звука в слове». (схема)
Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.
6.«Ударение» и какой звук мы дольше слышим (картинка лошадь)- давайте позовем лошадь долго лоооошадь, какой звук слышится долго? – «О»
Позовем собаааака, жираааааф, слоныыыы, короооова
Слайд 7
Ну, а сейчас подведем итог мастер-класса, мне очень интересно была ли вам полезна та информация, о которой мы говорили, чтобы это проверить прошу ответить на мои вопросы
Рефлексия
Задание: «Закончи предложение» (родители берут из корзины завернутую бумагу)
- Я сегодня удивилась…. - Я почувствовал, что….
- Было интересно… - Я приобрел….
- Теперь я могу…. - Я понял, что….
- Я научилась….
- Мне захотелось….
- Было трудно….
- Сегодня мы узнали….
Слайд 8 А в помощь мне бы хотелось подарить, вот такие памятки.
Наше собрание подходит к концу, и давайте закончим его игрой. Встаньте, пожалуйста, и возьмитесь за руки, я благодарю вас за участие в нашем мероприятии. А теперь на счет три дружно поднимите руки вверх и повторите фразу «Всем, всем до свидания.