Наталья Копылова
Мастер-класс «Методы и приемы формирования у детей старшего дошкольного возраста временных представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс
Методы и приемы формирования у детей старшего дошкольного возраста временных представлений
Подготовила:Копылова Н. Ю.
октябрь 2021
Актуальность.
Сегодня мы хотим представить опыт работы по ознакомлению детей с временными представлениями. Мы думаем, что вы согласитесь с тем, что тема актуальна и заключается актуальность в том, что:
современная жизнь характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени.
Публикация «Мастер-класс „Методы и приемы формирования у детей старшего дошкольного возраста временных представлений“» размещена в разделах
Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества.
Исследования доказали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления.
Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения
Ученики 1-го класса должны научиться не опаздывать на занятия, начинать вовремя приготовление уроков дома, все успевать. Ко всем этим требованиям, которые предъявит ребенку школа, его надо готовить еще в дошкольном возрасте.
Практика работы показывает, что формирование временных представлений у детей – одно из трудных задач раздела ФЭМП.
Задачи:
Формировать представления детей о временах года, месяцах, неделях, сутках, их последовательности, соотношении месяцев и сезонов.
Формировать представление о цикличности, непрерывности и необратимости времени, последовательности сменяющих друг друга явлений.
Закрепить понимание и правильное употребление временных терминов.
Для эффективного решения поставленных задач мы не только формируем временные представления, но и внимание уделяем преобразованию среды развития ребенка.
В группах созданы, математические уголки куда должны входить:
- модели (частей суток, дней недели, времен года и т. д.) и детские календари;
- приборы для определения времени детьми (песочные и механические часы, секундомеры);
- настольно – печатные («Веселые часы»; «Времена года»; «Режим дня» и т. д.) и дидактические игры («Когда это бывает?», «Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Незнайкина неделя», «Времена года», «Найди ошибку», «Не ошибись!», «День и ночь», «Части суток», «Неделя стройся!», «Когда это бывает», «Будильник» и т. д.);
- репродукции картин художников (И. Шишкин «Утро в сосновом бору», С. Чуйков «Утро», И Остроухов «Золотая осень», а также работы И. Левитана, Н. Рериха и др.);
- художественная литература (произведения С. Маршака, А. Барто, Е. Трутневой, Я. Акима, С. Баруздина В. Бирюков, Е. Я. Ильина и др.);
- альбомы с временами года и художественным словом (стихотворения, загадки, пословицы и поговорки);
- плакаты (времена года, часы – определяем время и т. д.).
Уголок расположен в доступном для детей месте и используется не только на занятиях, но и свободное время.
С целью эффективного формирования восприятия временных интервалов и умения ориентироваться во времени должны использоваться различные методы :
• наглядные (наблюдения, демонстрация иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов, часов и т. д.);
• словесные (чтение сказок, отгадывание загадок); - практические (игры, упражнения, опыты).
Использование этих методов в значительной степени зависит от возраста детей и выбора особенностей конкретных задач, решаемых на данном занятии.
В основном восприятие и закрепление правильного понимания и употребления временных терминов осуществляется на занятиях с использованием раздаточного дидактического материала.
В процессе работы по формированию временных представлений предпочтения необходимо отдавать практическим методам, а именно методу моделирования.
Моделирование - это метод изучения объектов познания на моделях.
Модели времени отражают смену временных отрезков, помогают дошкольникам не только закреплять временные эталоны, но и показывать свойства времени (одномерность, необратимость, текучесть, сменяемость). Кроме этого, модели представляют собой варианты материализации временных явлений и позволяют свободно манипулировать моделями и понимать принципы, свойства, закономерности временных явлений.
Метод моделирования может быть использован как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Модели делятся на плоскостные и объёмные.
А. Фунтикова и Е. Щербакова разработали объемную модель времени. Они считают что, чем точнее модели смогут передать свойства и особенности времени, тем полнее реализовывается принцип отражения, а знание о времени ближе к объективным и достоверных, а значит и к адекватному отражению действительности. Однако эти модели рекомендуется использовать для детей старшей группы
Наблюдение - это метод сбора информации путём непосредственного, целенаправленного восприятия окружающего мира.
Наблюдения могут проводиться индивидуально или с подгруппой детей. Содержание метода может включать в себя наблюдение за окружающей средой, состоянием природы, особенностями деятельности детей или взрослых в то или иное время суток или года.
Демонстрация (рассматривание) картин, иллюстраций, мультфильмов, презентаций - важный метод обучения дошкольников, позволяющих решать ряд дидактических задач.
Наглядные средства дают детям наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, иллюстраций у детей формируются наглядные образы.
Беседа - это метод получения информации на основе словесной коммуникации. В ходе беседы у детей формируется убеждение в необходимости и возможности рационального использования времени : сохранение его специфических свойств и характерных признаков временных отрезков, воспитывается умение ориентироваться в окружающей действительности.
Проведения бесед необходимо начать с подготовительного этапа. Подготовка начинается с выбора темы. Выбрав тему для беседы, формируется цель, определяется содержание, придумываются вопросы.
Беседа должна проводиться после наблюдений за явлениями природы: полученные знания в ходе наблюдения помогут детям стать активными участниками беседы.
Под чтением, рассказыванием художественных произведений - это методы, которые дают детям понять, следовательно обогатить речь детей новыми словами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире.
Игровой метод - это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности. К игровым методам относятся дидактические и подвижные игры.
Также у детей начинает формироваться развитие чувства времени. Основными направлениями в работе развития чувства времени :
- ознакомление с единицами измерения времени;
- переживание времени, т. е. понимание о продолжительности временных интервалов;
- формировать у детей умение оценивать временные интервалы без часов.
В подготовительной группе происходит закрепление полученных знаний о времени, продолжается знакомство с календарём, ознакомление детей с часами.
Формы обучения – индивидуальная, групповая, фронтальная.
Вывод.
Развитие временных представлений у детей в детском саду начинается со второй младшей группы и продолжается весь период. Формирование представлений о времени должно осуществляться не только на занятиях, но и в повседневной жизни (дома и в детском саду). Для этого педагоги используют различные методы и приёмы.
Родители также должны закреплять полученные знания о времени с детьми. Не обязательно с ребёнком сидеть и учить понятия о времени, а можно даже идя утром в детский сад или гуляя по улице поговорить с ребёнком о временных понятиях.
Ещё воспитатели групп могут организовать консультации для родителей, как на собраниях, так и в индивидуальном порядке, изготовить папки – передвижки с рекомендациями.
Таким образом, знакомство детей с временными понятиями должно осуществляться в строгой последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени : его текучесть, непрерывность, необратимость.
Зачем заново изобретать велосипед? Мы не будем его заново изобретать, но модернизировать то мы его можем….
Сейчас представим вашему вниманию игры на формирование у детей временных представлений :
1. Игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь».
Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: Дети отправляются в путешествие по частям суток. Попадая в одну из частей суток, дети рассказывают, что люди (звери, птицы) делают в данное время суток. Можно создать игровую ситуацию. Н-р, Незнайка заблудился в частях суток. Дети помогают ему выбраться.
2. Игра «Продолжай!»
Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра. (с мячом)
Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Н-р: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили.» «. вчера», — заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было.»
«. сегодня». «Рисовать мы будем.» «. завтра» и т. п.
3. Игровое упражнение «Составь неделю».
Ход игры: У каждой команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке – цифра 2 и т. д.
Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.
Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончании строятся в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю начиная с четверга и т. д. Игра повторяется 2–3 раза.
После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная
4. Игра «Отгадай-ка»
Цель: Закрепить название дней недели.
Ход игры: Воспитатель называет героев сказки «Рукавичка». Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка - по вторникам, зайчик – по средам, а в остальные дни готовила еду лисичка.
- Сколько раз в неделю готовила лисичка?
- Назови эти дни?
Игру можно проводить и на других сказках.
5. Игра «Двенадцать месяцев».
Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12
(изображением вниз) и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились» в 12 месяцев. Педагог задаё т вопросы:
Первый месяц, как тебя зовут?
Двенадцатый месяц, назови себя.
Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повторяется.