Дарья
Календарь погоды как универсальное пособие для формирования временных представлений у ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Умение чувствовать и ориентироваться во времени один из важнейших навыков, которому ребенок начинает учиться с рождения. Поддержание четкого режима в обыденной жизни (сон-бодрствование, кормление) облегчает развитие ребенка и положительно влияет на формирование высшей психической деятельности. Понимание времени важно и для социальной адаптации ребенка. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, формировать предпосылки учебной деятельности.
Публикация «Календарь погоды как универсальное пособие для формирования временных представлений у ребенка» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Календарь погоды и природы
- Погода и природные явления
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2022
Ребенок, как и любой человек, вовлечен во временной процесс и регулярно сталкивается с материальными его проявлениями. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять на понятных для ребенка примерах, учитывая уровень его развития и сформированности мышления.
Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка. Необходимо использовать в работе самые различные способы и средства его «материализации»: картинки, модели, символы-знаки, календари и такие приборы для измерения времени, как песочные часы, секундомер, часы-конструктор, другие виды часов
Навык различения промежутков времени формируется на основе личного опыта. Умение регулировать и планировать свою деятельность во времени, создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность.
При формировании представлений о временах года можно использовать графическую модель-круг «Времена года», где каждое время года и его месяцы обозначены разными цветами: осень – желтым цветом, зима – синим цветом, весна – зелёным, лето – красным. На календаре времени года схематично изображены основные признаки каждого сезона, во время занятия взрослый или дети могут дополнить их согласно собственному опыту.
Окошко погоды[ может изменяться как по временам года (зимой: гололед, метель, тяжелый / легкий снег; летом: туман, радуга, ливень и пр., так и по уровню сложности, для детей более старшего возраста можно расширить погодный круг изображениями радуги, тумана, гроза и т. д.
При знакомстве с днями недели эффективным является использование графической модели-круга «Дни недели», где каждый день имеет цветовое обозначение. Цветовое обозначение дней недели распределено в соответствии с семью цветами радуги: понедельник изображён красным цветом, вторник – оранжевым, среда – желтым, четверг – зелёным, пятница – голубым, суббота – синим, воскресенье – фиолетовым.
На занятиях дефектолога уточняются и расширяются представления детей о сезонных изменениях в природе.
Необходимо подвести детей к пониманию связей и зависимости изменений жизни растительного и животного мира от изменений в неживой природе («Летом тепло, солнышко светит, поэтому цветы растут, много птиц и насекомых», «Осенью дни становятся короче, погода холоднее, деревья сбрасывают листики»).
Детей необходимо подводить к пониманию перехода одного времени года в другое, называть существенные признаки наступающего времени года: изменение температуры и осадков, смена листвы.
Полученные представления о годе и сезонах обобщаются, дети повторяют, что происходит в течении года- как изменяется погода, растительный мир, жизнь людей, зверей и птиц. Используются вопросы: «Какое время года сейчас? Какие вы еще знаете времена года? Сколько их всего?».
Для закрепления знаний о временах года и месяцах проводятся дидактические игры и упражнения: «Повтори, не ошибись», «Назови времена года, месяцы», «Когда это бывает?», «Когда деревья надевают этот наряд?», «В какое время года нужны эти предметы?», «Что сначала, что потом?», «Домики времён года», «Что за чем?» и т. д.
Календарь природы – это универсальное пособие, которое может использоваться с детьми любого возраста и уровня развития. Календарь можно использовать как самостоятельное задание, так и включать в образовательный процесс в качестве дополнительного элемента.
Я использую такой вариант календаря, в нем указана основная информация, которая поможет ребенку сориентироваться во времени. В зависимости от уровня развития ребенка он может указать время года и погоду или назвать месяц, число, день недели.
Регулярные занятия с календарем раскрывают ребенку понятие времени, тренируют наблюдательность и память.
Этот вариант календаря максимально простой и удобный, можно использовать как конструктор, добавляя или убирая некоторые элементы в зависимости от уровня сформированности временных представлений у ребенка или актуальности на занятии. Элементы держатся на липучках, ребенок может легко самостоятельно их перемещать.
Варианты использования:
• Единовременное заполнение
Утром, перед началом занятий, когда все дети собрались, педагог организует своеобразный «круг» - дети здороваются друг с другом, определяют кто пришел на занятие, говорят о своем настроении. Взрослый показывает на календарь и просит детей определить какая сегодня погода, время года, день недели, месяц и число. Выставлять необходимые карточки на доске может «дежурный» или несколько детей по очереди. В процессе дети вспоминают основные особенности времен года, последовательность их смен, последовательность дней недели, знакомятся или закрепляют навыки счета.
Такой «круг» может стать своеобразным ритуалом, который настраивает детей на занятие, улучшает навыки общения и позволяет в игровой форме усвоить временные представления.
• Динамичное заполнение
После прогулки взрослый снова привлекает внимание детей к календарю – теперь уже более подробно обсуждается погода: какие явления природы наблюдали во время прогулки, что изменилось, чем отличалась погода сейчас и тогда, когда они только шли в детский сад, какие признаки времени года дети заметили.
Подобные обсуждение повышают внимательность детей, учат наблюдать и замечать отдельные детали, формируют логические последовательности.
Сравнение тогда-сейчас-потом помогают сформировать временные понятия на самом базовом уровне, учат детей чувствовать режим жизни и прислушиваться к ритму собственного тела.
• Календарь как завершающее занятие
В конце дня можно провести подведение итогов – вспомнить какой день, какие проходили занятия, что нового узнали дети, каждый может поделиться своим настроением и впечатлениями. Так же можно составить планы на следующий день.