РОГОВА АЛЕКСАНДРА
Мастер-класс «Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель- лечение и коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса.
В работе с детьми с ОВЗ выделяю следующие задачи:
• Расширять эмоциональный опыт;
• Обучать новым приёмам рисования и развивать умение экспериментировать;
• Снижать импульсивность, тревогу, агрессию детей с ОВЗ;
• Снижать эмоциональное и мышечное напряжение;
• Развивать познавательные процессы;
Слайд 1.
Публикация «Мастер-класс „Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2020
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Перед тем как мы начнем, давайте немного поиграем в игру «Да или нет»:
- Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите?
Пришли вы все на мастер-класс,
Вам лекции хочется слушать сейчас?
Я вас понимаю….
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам?
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне?
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете?
Слайд 2.
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс: «Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ». На первый взгляд тема моего мастер-класса связана с работой педагога-психолога. Но я считаю, что в условиях инклюзивной практики такими методами и приемами должен владеть каждый воспитатель. Воспитатели являются свидетелями того, что дети испытывают негативные эмоции и психологические проблемы. А ведь здоровье человека - это совокупность не только физических, но и психических качеств человека.
Может кто-то из вас скажет «Что же такое арт-терапия?»
(высказывания слушателей)
Слайд 3.
Арт-терапия (дословно - лечение искусством, творчеством) - простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.
Все виды арт-терапии совершенно безвредны и очень полезны. Важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Слайд 4.
Арт-терапия призвана работать со следующими проблемами:
- избавление от стресса,
- преодоление тяжелых переживаний,
- развитие творческих способностей,
- самопознание и раскрытие внутреннего потенциала,
- расстройства психики,
- негативные эмоциональные состояния,
- разностороннее развитие личности и др.
(История арт-терапии
Самые первые приемы арт-терапии появились в древности, когда люди обнаружили целительные свойства символов и художественных образов.
Но только в 40-е годы арт-терапия начала формироваться как самостоятельное направление в психотерапии. Основоположниками арт-терапии являются американские психологи Маргарет Наумбург и Эдит Крамер. М. Наумбург отметила в одной из своих работ, что в каждом человеке изначально заложена способность проецировать свои внутренние конфликты в художественные формы. Эдит Крамер дополнила эту мысль выводом о том, что в процессе творчества эти внутренние конфликты проживаются человеком и в конечном итоге растворяются.
В настоящее время арт-терапия практикуется по всему миру, в том числе и в России.)
Слайд 5.
Виды и методы арт-терапии в работе с детьми
Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое.
Но к основным видам лечения творчеством можно отнести: изотерапию, сказкотерапию, куклотерапию, музыкутерапию и т. д
Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно! И мы сегодня познакомимся более подробно с некоторыми из них.
Слайд 6
Одним из направлений арт-терапии, применяемых мной в работе с детьми - тестопластика.
Одно из самых популярных художественных занятий – это лепка из солёного теста. Мука, вода, соль -природные, экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материал для лепки и моделирования – пластичный, лёгкий, безвредный и очень комфортный. Тесто можно использовать соленое или магазинное готовое тесто для лепки.
Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие и приглашаю фокус группе превратиться в мастериц и заняться творчеством. Дети очень любят фантазировать и создавать что-то новое. И вам Я предлагаю проявить свою фантазию и воображение а потом показать, что у вас получилось. А пока наши коллеги творят, мы с вами обратим внимание на другие виды арт-терапии.
Слайд 7
Изотерапия – еще один вид арт-терапии часто применяемый мной в работе с детьми.
Когда вы последний раз рисовали «для себя»? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни.
Изо-терапия не предполагает никаких ограничений по виду деятельности, сюжету.
Уважаемое жюри, я предлагаю вам порисовать в технике «Совместное рисование». Первый участник задумывает картинку и рисует один элемент, передает следующему, тот дорисовывает также одним элементом и так до последнего участника. Главное условие: вы не должны общаться!
Итак, приступим.
Педагоги рисуют на листе бумаги и передают рисунок друг другу. Затем проводится обсуждение полученного рисунка.
Давайте полюбуемся вашим рисунком
Ко всем:
Как вы думаете, чему способствуют используемые техники в работе с детьми?
Нестандартные методы рисования помогают детям почувствовать настоящую свободу. Во время рисования у детей развивается мелкая моторика. А значит, у ребенка будет лучше развиваться и речевой аппарат, и память.
Слайд 8
Игротерапия.
В своей повседневной деятельности мы используем множество игр подвижных, дидактических, развивающих.
Чтобы гости не скучали, я предлагаю поиграть в игру, которая направлена на развитие зрительно-моторной координации.
ДВИГАТЕЛЬ НО – РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ ПО СКАЗКЕ «КОЛОБОК»
Жили – были дед и баба (Указательный палец правой руки у правой щеки, затем то же левой рукой)
На полянке у реки. (Козырьком прикладывают руку ко лбу)
И любили очень – очень (Гладят живот)
На сметане колобки. (Пальцами рисуют в воздухе круг)
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила, (Кулачками «месят» тесто)
Ну, а маленькая внучка
Колобок катала в ручках. (В ладонях перекатывают колобок)
Вышел круглый, (Круговые движения правой ладошкой на
Вышел гладкий, левой)
И румяный он, и сладкий. (Подносят ладошки к лицу, облизываются.)
Мимо мышка тут бежала, (Быстро перебирают пальчиками в воздухе.)
Колобочек увидала: (Козырьком прикладывают руку ко лбу.)
«Ах, как пахнет колобочек, (нюхают)
Дайте мышке хоть кусочек!» (Пальцы складывают в щепотку и крутят в воздухе кистями.)
А мы спрячем колобочек (Прячут руки за спиной)
И закроем на замочек! (поворачивают ключ в замке.)
Вот видите, как вместе у нас все получилось интересно и весело.
А теперь участники фокус группы расскажут что у них получилось и где они могут это применять в своей работе.
Слайд 9
Вы правы, но я бы добавлю только…
Арт-терапия для детей выполняет следующие функции
• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
СЛАЙД 10
В заключение мастер-класса предлагаю вам послушать притчу:
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!
Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми. И это потому, что МЫ ВМЕСТЕ!
На этом наш мастер – класс подошел к концу. Всем спасибо.
Желаю творческих успехов с вашими детьми!