Шахбанова Мафинат Мавлудовна
Мастер-класс «Кейс-технология в работе педагога-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий. Современный мир задает особый ритм жизни, поэтому воспитателю необходимо идти в ногу со временем, быть способным обучаться, схватывать все на лету, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения дошкольников. Огромный поток информации захватывает нас и мы, стараемся быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо дамской сумочки я держу в руках кейс.
Кейс это одна из эффективных современных образовательных технологий, суть которой мы раскроем на нашем мастер-классе.
Знакомство с понятием кейс-технология.
Публикация «Мастер-класс „Кейс-технология в работе педагога-дошкольника“» размещена в разделах
Родиной метода case-study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. На сегодняшний день этот метод активно развивается в России.
Демонстрация кейс-метода
Итак, суть кейс-метода заключается в следующем: педагог обозначает проблемную ситуацию, дети анализируют её и совместно находят одно или несколько решений. Сам кейс представляет собой комплект из текстовых документов или картинок, фотографий, которые обозначают проблемную ситуацию.
Для того чтобы вы лучше поняли и освоили кейс-метод, я раздам вам кейсы с заданиями, и мы совместно их решим.
Итак, первый вид кейса – фото-кейсы и кейсы иллюстрации.
С детьми дошкольного возраста специалисты рекомендуют использовать практические кейсы, то есть те, которые отражают реальные жизненные ситуации. Фото- кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма таких кейсов.
Раздаём кейс № 1 (картинки дорожных ситуация, дорожных знаков, кармашки цвета светофора – красный, жёлтый, зелёный)
Ведущий: Посмотрите, пожалуйста кейс, и назовите что в нём лежит (называют). Как вы думаете, что можно сделать с данными картинками?
Участники: Разложить картинки по кармашкам. В красный – запрещающие дорожные знаки, опасные дорожные ситуации. В жёлтый – предупреждающие знаки. В зелёный разрешающие.
Ведущий: Верно. Пожалуйста, выполните задание.
Выполняют.
Ведущий: Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации вы можете использовать в образовательной ситуации, в совместной и самостоятельной деятельности детей. Чтобы дети решали кейсы, не нужно их специально к этому подготавливать и объяснять алгоритм действий.
Второй вид кейса кейсы – вариации и догадки.
Научат ребёнка распознавать возможную проблему и работать с вариантами развития событий.
Раздаём группам кейс № 2 с серией опорных картинок, предметными картинками и картинками-ребусами.
Ведущий: В этом кейсе – серия опорных картинок, с помощью которых ребёнок сможет осознать связи между предметами и построить варианты развития событий. Давайте сейчас совместно, на одном конкретном примере попробуем разобраться в дорожной ситуации.
Итак, перед вами картинки, скажите, что на них изображено?
Участники: мяч, машина, плачущий ребёнок. Ведущий: Как вы считаете, что могло случиться?
Участники: Например, мяч укатился на дорогу, ребёнок заплакал.
Ведущий: Как должен поступить ребёнок, если он оказался в такой ситуации?
Участники: Позвать на помощь взрослого.
Ведущий: А как можно было избежать этой ситуации, что не нужно было делать ребёнку?
Участники: Не нужно было играть рядом с проезжей частью.
Ведущий: Всё верно. Работа с такими картинками интересна детям. Картинка побуждает детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его опасные стороны. Обычная картинка – мяч, а сколько вариантов ситуаций можно предположить. Приведите примеры, в каких случаях мяч может стать источником опасности?
Участники: Мяч выкатился на дорогу, выпал из окна машины, дети подрались из-за мяча.
Ведущий: Верно. Загляните в кейс снова, что вы ещё там видите
Участники: ребусы – картинки.
Ведущий: Давайте попробуем их отгадать.
Разгадывают
Ведущий: расскажите, какие результаты у вас получились.
Вместе рассматриваем отгадки ребусов.
Ведущий: Итак, коллеги, вы видите, что при разнообразии кейсы имеют типовую внутреннюю структуру. Как правило, кейс включает в себя :
- ситуацию – случай, проблему, историю из жизни
- контекст ситуации – хронологический, контекст места, особенности действия участников ситуации
- комментарии к ситуации, которые озвучивает педагог
- вопросы или задания для работы с кейсом
- приложения в форме иллюстрации, текстов, фото информации
Следующий вид кейса : кейс – игра.
Такой вид кейса позволяет систематизировать игры по правилам дорожного движения, и включает в себя необходимые атрибуты к играм.
Например, откроем кейс
«Дорога, транспорт, пешеход, пассажир». В нём мы видим карточки с изображением дороги, светофора, транспорта, необходимые для игры, также здесь могут находиться дорожные знаки, жетоны для награждения игроков, водительские удостоверения, которые предназначены для поощрения в ходе игры. Дети становятся в круг, в середине должен стоять регулировщик дорожного движения.
А я сейчас предлагаю участникам моего мастер-класса выйти и поиграть со мной в игру по правилам дорожного движения.
Игра называется «Что? Где? Откуда?»
Ведущий: Итак, давайте станем друг напротив друга (2 команды друг напротив друга). Отвечать нужно быстро. За каждый правильный ответ вручается 1 балл - жетон. Команде набравшей наибольшее количество баллов вручаются водительские права.
Вопросы I команде
• Какое движение на вашей улице – одностороннее или двустороннее?
• Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомобили?
• Что такое перекресток? Где и как нужно переходить дорогу?
• Как обозначается пешеходный переход?
• Как регулируется движение на улице?
• Какие сигналы светофора вы знаете?
• Какие дорожные знаки есть на вашей улице? Для чего они нужны?
• Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
Вопросы II команде.
• Как надо вести себя в автобусе?
• Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение?
• Покажи положение регулировщика, которое соответствует красному, желтому, зеленому сигналу светофора.
• Когда надо начинать переход улицы?
• Как нужно идти по тротуару?
• Где на проезжей части можно переждать поток машин?
• Что помогает регулировщику управлять движением?
• Какие вы знаете правила поведения в транспорте?
Ведущий: Отлично! Такие игры помогут дошкольникам в увлекательной форме закрепить правила дорожного движения, разбираться в дорожных ситуациях.
Самостоятельная работа
Ведущий: А сейчас, коллеги, я предлагаю вам пройти к столу. Разделитесь на 2 группы и соберите кейс «Правила дорожного движения» Вложите в кейс необходимые игры упражнения по направлениям развития.
Первая команда – социально-коммуникативное развитие (ребусы, загадки, беседы конспекты, картотеки д/и, стихи, сказки)
Вторя команда – художественно-эстетическое развитие (раскраски, дорисуй, собери картинку, физминутки, конспекты аппликаций лепки, книжка-малышка)
Подходят к столу, где лежат необходимые материалы, складывают кейсы.
Молодцы! У вас всё замечательно получилось. Можете присаживаться на места.
Закрепление материала.
Ведущий: Чтобы закрепить знания, которые вы сегодня получили, предлагаю решить кейс «Дети на дороге» (вид кейса – «Анализ конкретных ситуаций»)
Информация в кейсе представлена в виде сказки. Мы сейчас попробуем разобраться в конкретной дорожной ситуации.
Конспект работы над кейсом.
Ведущий: Скажите, что изображено на картинке?
Участники: Картинка, где Зайка выбежал на проезжую часть, А теперь послушаем текст сказки.
Ведущий: читает сказку. Что произошло в сказке? О чём она?
Участники: Зайка случайно выбежал на дорогу. Это сказка о нарушении правил дорожного движения.
Ведущий: Давайте подумаем, что может произойти с Зайкой? Продолжите сказку Участники: Зайку может раздавить машина, или зайка может пойти поиграть на площадку.
Ведущий: Как правильно поступить в этой ситуации? Что можно сделать по-другому?
Участники: Уйти с проезжей части, можно отправиться играть на детскую площадку
Ведущий: Давайте подведём итоги, что вы сегодня делали? Зачем вы это делали? Какое правило по этой сказке можно придумать?
Участники: Читали сказку, и рассматривали картинку. Мы это делали, чтобы быть осторожными на дороге. Нужно быть внимательным!
Ведущий: А сейчас я предлагаю сделать рисунок к этому правилу.
Участники рисуют рисунок к этому правилу.
Комментарий ведущего: Коллеги, поощряйте и стимулируйте детей на решение кейсов. За активную работу, правильные решения раздавайте тематические наклейки. Сопроводите кейсы именными конвертами или листами для накопления наклеек или других форм поощрения. Разработайте сертификат «Юный автоинспектор» и правила его получения. Такой «документ» будет стимулировать дошкольников узнать и запомнить правила дорожного движения.
Подведение итогов
Ведущий: Уважаемые коллеги, подведём итоги мастер-класса. Сегодня мы с вами познакомились с кейс - технологией, научились применять её для обучения дошкольников правилам дорожного движения. Предлагаю вам продолжить фразу: Меня заинтересовала технология, потому что….»
Или «Меня не заинтересовала технология потому что…»
Участники отвечают.
Ведущий: Благодарю за совместную работу! Желаю вам успехов в применении кейсов для обучения детей безопасности на дороге. Как говорится в новой народной мудрости «Умный учится на чужих ошибках, а очень умный – на кейсах!»