Людмила Хатунцева
Мастер-класс «Использование речевых игр, упражнений и риторических сказок при формировании коммуникативных компетенций»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования
«Использование речевых игр,
упражнений и риторических сказок при формировании
коммуникативных компетенций у дошкольников"
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Социально-коммуникативное развитие ребенка – актуальная задача современного дошкольного образования. Работа воспитателя заключается в создании необходимых педагогических условий для развития любознательности и возникновения познавательного интереса у дошкольников в игровой занимательной форме. Разрешите познакомить вас со своей практикой использования речевых игр, упражнений и риторических сказок при формировании коммуникативных компетенций у дошкольников.
Публикация «Мастер-класс „Использование речевых игр, упражнений и риторических сказок при формировании коммуникативных компетенций“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Педагогических технологий по формированию коммуникативных компетенций у дошкольников, активно используемых в педагогической практике с дошкольниками много. Я расскажу об одной из них и покажу в действии организацию ее основных методических приемов.
Основная цель технологии – использование речевых игр, упражнений и риторических сказок для формирования социально-коммуникативных компетенций у дошкольников. Цель реализуется через решение следующих задач: активизация познавательного интереса ребенка к содержанию взаимоотношений между людьми (эмоциональный интеллект, нравственные ценности, речевые способности и коммуникативные умения).
Семь вопросов на лепестках ваших цветов не случайны – это компоненты любой коммуникативной ситуации, важные для эффективного, общения. Надеюсь, что наше с вами взаимодействие сегодня будет именно таким, то есть успешным.
Сейчас вы «превращаетесь» в детей старшего дошкольного возраста… (Звенит колокольчик)
На цветочках все лепестки разного цвета. Откройте ___ лепесток. На нем вопрос КТО? Скажите, вы знаете о технологии «Риторика до школы» и ее авторе? (Участники проявляют активность и выполняют действие).
Технология «Риторика до школы», разработана кандидатом педагогических наук Ириной Владиславовной Романовой. Представлена в одноименном пособии для педагогов и родителей. Технология основана на применении методов развивающего обучения (а именно, методы продуктивного чтения, проблемного диалога, портфолио и проектной деятельности, речевых игр, упражнений, коммуникативно-речевых ситуаций и риторических сказок. В пособии представлено большое количество пословиц и поговорок по темам «Общение», «Речевой этикет», «Техника речи», которые можно использовать в работе по формированию социально-коммуникативной грамотности дошкольников.
Выделяются в данной технологии обучения основные смысловые части, по которым и пройдет наш мастер-класс. Они обозначены на слайде. Эта технология весьма привлекательна, так как особенность игровых материалов состоит в неограниченных возможностях комбинировать речевые игры и упражнения, риторические сказки при формировании коммуникативных компетенций у дошкольников.
1. «Риторика в фольклоре» — это метод беседы с детьми в начале образовательного события, нового дня или познавательного проекта с детьми. Строится беседа на основе пословицы или поговорки, мягко подводя участников к обсуждению актуальной проблемы, познавательной темы.
Практика: -Как вы понимаете пословицу «Лучше друг верный, чем камень драгоценный»? (Участники проявляют активность, высказываются).
-Какие еще пословицы о друге или дружбе вы знаете?
1. Не имей сто рублей, а….
2. Друг познается….
3. Старый друг, лучше…
4. Дружба-дружбой, а…
А у вас есть друг в нашей группе? Поприветствуйте его сейчас по-дружески (Участники проявляют активность, высказываются, выполняют действие).
На слайде вопросы, которые позволяют детям рассуждать, проявлять коммуникативные умения и формируют предпосылки для осознанного отношения к социальным связям людей.
2. «Риторика в играх». Следующая смысловая часть технологии – это совместное игровое действие, которое мотивирует участников к речевой активности. Находите лепестки ___ и ___ цвета. На них вопросы КОМУ, КАК? на своем цветочке и поднимите настроение соседу кому и как именно вы это сделаете выбирайте сами. (Участники выполняют действие, проявляя инициативу и самостоятельный выбор способов).
Практика: многое в общении зависит от интонации, произнесите скороговорку столько раз, сколь в ней может быть интонационных рисунков:
Комментарий : Интонация может быть повествовательная (нейтральная, вопросительная, восклицательная ( передающая наши эмоции: восторг, негодование) Например: Шла Саша по шоссе. Шла Саша по шоссе? Шла Саша Шла Саша по шоссе! и т. д. (можно выделить интонацией одно слово, делая на нем смысловое ударение) : Шла Саша по шоссе. Шла Саша по шоссе. Шла Саша по шоссе.
Анализ: Применение речевых игр со скороговорками влияет не только на интонационную выразительность речи, но и на дикцию, совершенствует речевой аппарат.
Откройте ___ лепесток. На нем вопрос ЗАЧЕМ?
«Проблемная ситуация». Это выполнение коммуникативно-речевых заданий на основе типичных для дошкольников ситуаций общения. В процессе этих бесед у детей формируются умения слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, аргументировать своё суждение.
Ситуация:
«Твой лучший друг в группе позвал тебя тихонько на ушко пойти сломать постройку у двух мальчиков и посмеяться над ними».
Практика: как вы поступите в данной ситуации?
(Участники проявляют активность, высказываются).
Пример ситуации и вопросов по ней к детям вы видите на слайде.
Анализ: когда лучше всего использовать этот метод работы на ваш взгляд? (Участники проявляют активность, высказываются, выполняют действия).
Если сейчас все понятно по технологии и вам понравился смысловой блок «проблемная ситуация», то открывайте ___лепесточек с вопросом КОГДА?
3. «Волшебная риторика». Это чтение и обсуждение поступков героев в риторической сказке. Зачитывать сейчас сказку не эффективно, чтобы не терять драгоценное время, но на память о мастер-классе, я подготовила распечатку одной из них (просто покажите, раздать участникам лучше в конце, иначе отвлекаются).
Варианты продуктивных видов деятельности после чтения сказки : рисование, лепка, обыгрывание и постановка мини-спектаклей, игровое развлечение.
(Предложите участникам выразить свое отношение к вашему подарку с помощью мимики, жестов, телодвижений).
Анализ: Вопрос «ЧТО?» (почитать) поможет вам определиться с выбором и конкретным содержанием риторической сказки. Открывайте ___ лепесток с вопросом ЧТО, если все понятно с этим смысловым блоком технологии.
4. «Речевая игра» – способ обогащения лексического словаря детей, активизация словарного запаса дошкольников, формирование умения говорить и рассуждать.
Предлагаю поиграть. (игры и задания к ним на слайдах.
Анализ: -Можно открыть последний лепесток со словом. МОЛОДЕЦ.
Пусть речь детей «распускается» и «цветет всеми красками», как эти цветы. А наша с вами цель – помочь им в этом.
Уважаемые коллеги!
Я продемонстрировала вам один из способов работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. Очень надеюсь, что мой мастер – класс по использованию технологии «Риторика до школы» был для вас полезен!
Прошу вас оценить мой мастер-класс. Для этого расположите ваши цветки в один из предметов, условно обозначающие значимость содержания сегодняшней встречи для вас лично:
Папка – понравился материал, я буду его использовать в работе с детьми.
Корзинка – не понравилось.
Спасибо за внимание!