Татьяна Штребель
Мастер-класс для воспитателей «Использование развивающих игр по развитию элементарных математических представлений у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
повышение профессионального мастерства воспитателей — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Задачи мастер-класса :
знакомство педагогов с математическими играми, создание условий для профессионального общения и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Использование развивающих игр по развитию элементарных математических представлений у детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основной принцип мастер-класса : «Я знаю, как это делать, и я покажу вам».
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума. Приобщение дошкольников к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса. Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Игры развивают у ребенка умения понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что совместная деятельность с детьми проходит в веселой, занимательной и доступной форме. Необходимо познакомить малыша с основными геометрическими фигурами. Показать ему прямоугольник, круг, треугольник. Объяснить, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объяснить, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объяснить, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов.
Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.
Составляйте также фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек. Попросите малыша сравнить фигуры. Другим вариантом будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими.
Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из десяти палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).
Также можно использование выкладывание фигур и цифр из ниток на бархатной бумаге. Эта игра называется «Волшебные ниточки». Данное пособие позволяет организовать конструктивно-художественную деятельность ребенка, стимулирующую развитие внимания, восприятия, воображения и формирующую целый ряд ручных умений (мелкую моторику, что является основой для его дальнейшего умственного развития. Пособие может быть использовано как на групповых занятиях, так и при индивидуальной работе родителей с ребенком.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо сформировать у ребенка умения решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску. Необычная игровая ситуация с элементами «проблемности», характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Вы наверняка знаете игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком.
Две таких игры я предлагаю вашему вниманию уважаемые коллеги. Первая игра «Чудо дерево», состоит из схематично нарисованного дерева, возле веток которого изображены символы обозначения и вырезанных из картона цветных геометрических фигур. Геометрические фигуры обозначают, на какой веточке, какие растут геометрические листочки. Столбики - большой обозначает большой листочек, маленький-маленький.
Цель данной игры классификация фигур по цвету, форме, величине с использованием символов.
И ещё один вариант этой игры (для детей среднего возраста) : её цель состоит в том, что все геометрические фигуры нужно разделить на группы: по форме, величине и цвету используя обозначения символы. Желтые - круглые, синие - большие, зелёные-маленькие, красные - квадратные.
Эту игру я использую на занятиях по ФЭМП и в свободной деятельности.
Следующая игра" Компьютер" предназначена для детей старшего возраста и является своего рода способом диагностики уровня знаний по овладению детьми умений расшифровывать информацию, заданную с помощью знаков- символов. Игру " Компьютер" можно использовать как часть занятия, так и как самостоятельную развивающую игру.
Цель игры:
-развитие логического мышления
-умения выделять и изменять свойства геометрических фигур согласно условиям, заданным с помощью цепочки знаков символов.
Эту игру можно изготовить своими руками. На лист картона наклеивается игровое поле - лист бумаги, расчерченный на клеточки, число столбцов - семь, число строк - произвольное. На верхней строке рисуем " кнопочки компьютера" - условие задания игры, зашифрованное с помощью знаков- символов. Для игры понадобится набор логических геометрических фигур. Логические фигуры - это геометрические фигуры разной формы, цвета и величины. При изготовлении логических фигур необходимо соблюдать условие - обязательно должны быть фигуры одной формы, одного цвета, но разной величины. Например: круги - желтые большие и маленькие; круги - красные большие и маленькие, круги - синие большие и маленькие, круги - зеленые большие и маленькие. И таким образом составляются наборы фигур другой формы. Количество фигур одного цвета, формы и величины - в пределах 10. Изготовив наборы логических фигур, вы можете использовать их почти на всех занятиях по математике.
Демонстрационные карточки:
Прежде чем приступить к игре, я провожу с детьми игровое дидактическое упражнение
" Измени" :
1. Измени цвет;
2. Измени форму;
3. Измени величину;
4. Измени цвет и форму;
5. Измени цвет, форму, величину.
Для этого необходимы три демонстрационные карточки с заданием.
Предлагаю детям выбрать фигуру - например, большой желтый круг. Показываю карточку с заданием, и дети находят фигуру с измененными свойствами.
Ход игры:
дети получают игровое поле и набор логических фигур. Ставят любую фигуру на клеточку под стрелкой (Ввод фигуры) и " нажимая на кнопочки компьютера", изменяют свойства фигуры согласно заданию. В итоге - на выходе получается фигура, обладающая совершенно иными свойствами.
Очень полезны также игры, которые формируют у малышей умение классифицировать предметы по каким-то определенным признакам. Существует множество вариантов. Например, даётся несколько геометрических фигур в определенной последовательности и в соответствии с определенной закономерностью. Ребенку необходимо выявить эту закономерность и добавить (нарисовать) недостающую фигуру или, наоборот, убрать лишнюю.
Предлагаю вашему вниманию следующую игру:
"Геометрические варежки"
Цель:
• Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
• Учить самостоятельности при выборе способа сопоставления предмета и формы, цвета геометрической фигуры;
• Развивать способность к комбинированию, пространственное представление и воображение;
• Формировать конструктивное мышление, направленное воображение.
А так же в своей деятельности можете применять дидактическую игру «Паркет» :
Игра предназначена для детей 3-7 лет. Данную игру можно использовать в организованной деятельности с детьми, а также в индивидуальной работе.
Цель: формирование пространственного мышления у детей.
Задачи:
-развивать внимание, воображение, графические способности;
-упражнять в умении комбинировать, ориентироваться на плоскости;
-воспитывать у ребёнка усидчивость, самостоятельность, творческое мышление.
Игровой материал : игра представлена набором 36 элементов трёх разных видов.
Элемент имеет форму квадрата с мозаичным рисунком.
Игровая задача: выложить орнамент паркета, используя один вид элементов или задействовать все виды.
Вы можете использовать, дидактические игры с прищепками, со шпателями. Эти игры направлены на развитие мелкой моторики рук у младших и старших дошкольников, координацию движений обеих рук, зрительного восприятия, внимания, закрепления цветов, геометрических фигур, соотнесения цифры с количеством. Так же данные игры помогут воспитать у ребенка усидчивость и терпение. Играя в такие игры с ребенком, вы можете повторять их несколько раз, при этом у ребенка сохранится положительное отношение к заданию.
Игра «Точный бросок» предназначена для детей старшего дошкольного возраста, способствует физическому и интеллектуальному развитию.
Цель игры:
- развитие ловкости и глазомера;
- умение складывать и сравнивать числа;
- закреплять знание цвета.
Оборудование:
контейнер из под яиц, разделён на пять (шесть) зон разного цвета. Каждый цвет соответствует числу от 1 до 5, карточки такого же цвета с цифрами и фишки за победу.
Шарик от настольного тенниса, или изготовленный из ниток, бумаги…
Ход игры:
Лоток ставится на пол или на стол. Играющих двое, каждый по очереди выполняет по два броска, попадая в ячейку определённого цвета, игрок берёт карточку такого же цвета. Дети складывают цифры на карточках, и полученные результаты сравнивают, у кого результат больше получает «победную фишку». Игрок, у которого шарик падает мимо - получает 0 очков (не берёт карточку). Усложнение: увеличить количество зон на лотке до 10, количество лотков, количество играющих, расстояние броска; выполнять броски разными руками.
Таким образом, в игровой форме прививаются детям знания из области математики, информатики, формируете у него желание выполнять различные действия, развивается память, мышление, творческие способности. В процессе игры дошкольники усваивают сложные математические понятия, формируется умение считать. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.