Наталья Игнатьева
Мастер-класс «Использование набора «Дары Фребеля» для сенсорного развития детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Использование набора Дары Фребеля для сенсорного развития детей раннего возраста»
Здравствуйте, коллеги! Сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительную игровую страну, где я вас познакомлю с игровым пособием «Дары Фрёбеля».
Публикация «Мастер-класс „Использование набора „Дары Фребеля“ для сенсорного развития детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Фридрих Фрёбель - немецкий педагог. Известен как создатель первого детского сада. Фребель придумал поэтичное название - "детский сад". В термин «детский сад» Фребель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать. А тех, кто растит эти "цветы жизни", называли "садовницами". Фребель разработал основы методики обучения детей в детском саду.
Принципы педагогики Фребеля :
Признание уникальности каждого ребенка;
Признание целостности детства в его проявлениях;
Целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;
Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий для их проявления в окружающей среде;
Единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребёнка, его внутренним законам;
Создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка;
Признание ребенка как части семьи и общества.
Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Во всех занятиях действие соединялось со словом, и это было обязательное требование!
В детский сад он ввел разнообразные виды детской деятельности:
подвижные игры,
рисование,
работа с мягкими материалами,
плетение и вырезание из бумаги,
вышивание,
выкладывание фигур из металлических колец, палочек, гороха, бус,
выпиливание,
конструирование и др.
Ведущее место в своей системе Фребель отдал игре : специально созданной обучающей игре и игрушке. Он писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени Игра является прообразом всей человеческой жизни».
Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».
Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей.
Дар первый: семь разноцветных вязаных мячей на верёвочке. Почему мяч? Мяч используется как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды. Играть с ним можно с 3 месяцев. Как вы думаете, какие игры можно провести с ребенком, используя мягкий мяч?
Покатать, потрогать, покружить, поднять и опустить, бросить.
Давайте поиграем.
Мячик в руки мы возьмем
И туда-сюда качнем.
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
Выше-ниже прыгать стал,
Баловаться не устал.
Спрятался в коробку мяч
И опять пустился вскачь!
Игры с мячом помогают: познакомить детей с цветами; дать первичное понимание формы; развивать пространственное мышление; развивать мелкую моторику.
Второй дар - шар, кубик и цилиндр. Шар символ движения, куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен. Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года. Цель: познакомить с геометрическими телами и различиями между ними, развивать исследовательские навыки.
В младшей группе сравниваем мячик и шар. У меня в руке мячик, он круглый. Его можно катать. Выбери фигуру, которая похожа на мячик. Это шар. Мячик тоже имеют форму шара. Все шары умеют кататься, покатаем шар и мячики. А как поведут себя они при броске? Если мячик кинуть, то он упадет тихо и бесшумно. Если уронить деревянный шар, то звук будет громкий.
Покатаем цилиндр и куб. Какая из двух фигур больше похожа на шар. Шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание, что у цилиндра есть два основания в форме круга.
Организуем наблюдение за вращающимися на шнурке фигурами и сравниваем их поведение при вращении. Выявляем факты: 1. Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличие от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.
Третьий дар - кубик, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Игры с кубиками Фрёбель вводил с 4 лет.
Фрё бель предлагает три основных типа игр:
1. Жизненные формы. Конструирование предметов из окружающей жизни.
2. Изящные формы (формы красоты). Выкладывание кубиков в виде различных симметричных абстрактных узоров.
3. Математические формы (формы познания). Использование кубиков в качестве счетного материала.
При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила: готовые фигуры не разрушаются, новые создаются путем трансформации предыдущей фигуры.
Предлагаю вам построить по образцу стол, а теперь мы его превращаем в стул.
Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого.
Четвертый, пятый и шестой дар Фребеля это куб, разделенный на мелкие части (бруски, мелкие кубики, призмы, полуцилиндры). Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.
Это целая фигура. Целое разделим пополам. Получаются две равные, одинаковые части. Если их соединить, то у нас опять получается целая фигура.
Наше путешествие в игровую страну «Даров Фребеля» подходит к концу.
Спасибо за внимание.