МААМ-картинки

Использование мнемотехники в работе с детьми при разучивании танцевальных движений на музыкальных занятиях (8 фото)

Татьяна Бойко
Использование мнемотехники в работе с детьми при разучивании танцевальных движений на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность: В 2013 году была набрана логопедическая группа детей в возрасте 5-6 лет, у которых слабо развиты психические и физические процессы. Дети с трудом запоминали материал (из-за трудного привыкания к детскому коллективу и частым пропускам по болезни). На моих занятиях им так же тяжело было запоминать последовательность танцевальных движений. Что бы облегчить процесс запоминания и разучивания танцевальных движений, я обратила внимание на методику - мнемотехника. Актуальность мнемотехники для дошкольников в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Публикация «Использование мнемотехники в работе с детьми при разучивании танцевальных движений на музыкальных занятиях» размещена в разделах

Цель обучения: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с развитием речи и двигательных навыков будущих первоклассников. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица. Использование мнемотаблиц и мнемокарточек позволяет учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, помогает выстроить индивидуальный образовательный маршрут, способствует созданию ситуации успеха, поскольку направлена на достижение результата. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Мнемотехника - это система правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данный метод в моей работе эффективно зарекомендовал при разучивании танцевальных движений на музыкальных занятиях. Суть заключается в следующем: на каждую смену музыкальной фразы, танцевальных движений придумывается картинка (изображение); таким образом, весь танец зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит танец целиком.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1 этап: Рассматривание карточек, схем и разбор того, что на них изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется исполнение танцевальных движений.

Так как дети были набраны в группу в старшем возрасте и группа оказалась логопедической, я столкнулась с такой проблемой: ребята имели затруднения в высказывании своих впечатлений о прослушанном произведении, слабо развита мышечная и мускулатурная система, страдает память, так как материала очень много и запомнить нужно много, к тому же редко посещали детский сад из-за частых болезней. Нужно было срочно помочь детям.

В начале учебного года был проведен мониторинг, который показал не утешительные результаты. 61% детей – показатель ниже среднего. На помощь пришла педагогическая технология - мнемотаблицы.

Сразу по мнемтаблицам и мнемосхемам я работать не стала, а решила начать с простого. Нашла картинки (животные, игрушки, садовый инвентарь) ассоциирующиеся с танцевальными движениями. Например: лопата-«ковырялочка», пружина- «пружинка», черепаха-«мелкий дробный шаг». Сделала карточки, затем с детьми их рассмотрели, обсудили. С воспитателем показала правильное выполнение танцевального движения, а затем, предложила детям выбрать ту картинку, на которое похоже танцевальное движение. К середине учебного года был сделан большой скачок вперед, к тому же, с детьми работал еще и логопед. У детей заметно улучшилась память, развилось мышление, воображение, ребята стали раскрепощенными, свободно общались как со сверстниками, так и с педагогами.

К концу года, высоких показателей не было, но и с низким оказалось всего 26 %.

На следующий учебный год на физкультуре, ребята начали заниматься по схемам, построение и перестроение. И я решила подобрать к танцам свои схемы. Сначала, мы их с детьми рассмотрели, что на них изображено, затем под счет проходили, строились, перестраивались, а в конце уже прослушивали музыкальное произведение и складывали воедино из схем – танец. К тому же некоторые схемы дублировали схемы физ. инструктора.

С помощью карточек дети научились быстро реагировать, мыслить, стали внимательней. Так же, мы играли в игру – импровизацию на развитие внимания, памяти, быстроты реакции. Включалась музыка, показывались карточки, и дети выполняли танцевальные движения соответственно схеме. Благодаря этим мнемокарточкам, мнемосхемам можно поставить простейший танец - экспромт на любой праздник или развлечение.

Я с точностью могу утверждать, что результат по инсценировке танца и исполнения танцевальных движений детьми имеет положительную динамику. Лишь два ребенка в силу своих физических возможностей имеют низкий уровень.

Так же, для тех детей, которые мало посещали детский сад и конечно же, по желанию родителей разработала карточки-задания, на которых изображен весь танец в виде карточки-лото. Родителям сбрасывала на флешку танец и давала карточку-лото, консультировала. Дома мама с ребенком разучивали танец по карточке и приходя на музыкальное занятие или на праздник подготовленным не чувствовал себя скованно, непринужденно.

Я считаю, что эта технология очень актуальна, полезна, просто необходима в работе как для музыкального руководителя, так и для воспитанников ДОУ.

Представленный метод работы показывает, что мнемотаблицы могут быть использованы в разных видах деятельности. Можно использовать не только на специально организованных видах деятельности, но и в работе с родителями (с часто болеющими детьми – по желанию родителей).

Мнемотехника даёт большой потенциал для развития творчества как взрослых, так и детей.

Примерный набор мнемокарточек для танца а:

Использование мнемотехники в работе с детьми при разучивании танцевальных движений на музыкальных занятиях

"Лодочка- спина к спине"

Фото №1 Актуальност ь В году была набрана логопедическая группа детей в возрасте лет у которых слабо развиты психические и физические процессы

"Лодочка"

Фото №2 Дети с трудом запоминали материал из за трудного привыкания к детскому коллективу и частым пропускам по болезни

"Одна рука ведущая"

Фото №3 На моих занятиях им так же тяжело было запоминать последовательность танцевальных движений

"Схождение партнеров в танце"

Фото №4 Что бы облегчить процесс запоминания и разучивания танцевальных движений я обратила внимание на методику мнемотехника

"Подскок"

Фото №5 Опорные картинки мнемотаблицы мнемотехники для дошкольников в том что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно образная память

"Кружение вокруг себя"

Фото №6 Чаще всего запоминание происходит непроизвольно просто потому что какой то предмет или явление попали в поле зрения ребенка

"Медленный шаг"

Фото №7 Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания развить ассоциативное мышление и воображение повысить внимательность

"Хлопки"

Публикации по теме:

Коллективная композиция-аппликация: «Цветы сотрудникам детского сада «Колосок»Коллективная композиция-аппликация: «Цветы сотрудникам детского сада «Колосок» Продолжаем в 2012 – 2013 учебном году использовать программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Башня для человека-паукаБашня для человека-паука Подготовительная логопедическая группа «Вьюнки» город Белогорск Амурской области. Мдоау 12. Наша группа логопедическая. Работаем с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в работе с детьми при разучивании танцевальных движений на музыкальных занятиях
Опубликовано: 7 апреля 2015 в 13:45
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотехники в работе с детьми при разучивании танцевальных движений на музыкальных занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бойко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД