Татьяна Бойко
Использование мнемотехники в работе с детьми при разучивании танцевальных движений на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: В 2013 году была набрана логопедическая группа детей в возрасте 5-6 лет, у которых слабо развиты психические и физические процессы. Дети с трудом запоминали материал (из-за трудного привыкания к детскому коллективу и частым пропускам по болезни). На моих занятиях им так же тяжело было запоминать последовательность танцевальных движений. Что бы облегчить процесс запоминания и разучивания танцевальных движений, я обратила внимание на методику - мнемотехника. Актуальность мнемотехники для дошкольников в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Публикация «Использование мнемотехники в работе с детьми при разучивании танцевальных движений на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Цель обучения: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с развитием речи и двигательных навыков будущих первоклассников. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица. Использование мнемотаблиц и мнемокарточек позволяет учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, помогает выстроить индивидуальный образовательный маршрут, способствует созданию ситуации успеха, поскольку направлена на достижение результата. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Мнемотехника - это система правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данный метод в моей работе эффективно зарекомендовал при разучивании танцевальных движений на музыкальных занятиях. Суть заключается в следующем: на каждую смену музыкальной фразы, танцевальных движений придумывается картинка (изображение); таким образом, весь танец зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит танец целиком.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1 этап: Рассматривание карточек, схем и разбор того, что на них изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется исполнение танцевальных движений.
Так как дети были набраны в группу в старшем возрасте и группа оказалась логопедической, я столкнулась с такой проблемой: ребята имели затруднения в высказывании своих впечатлений о прослушанном произведении, слабо развита мышечная и мускулатурная система, страдает память, так как материала очень много и запомнить нужно много, к тому же редко посещали детский сад из-за частых болезней. Нужно было срочно помочь детям.
В начале учебного года был проведен мониторинг, который показал не утешительные результаты. 61% детей – показатель ниже среднего. На помощь пришла педагогическая технология - мнемотаблицы.
Сразу по мнемтаблицам и мнемосхемам я работать не стала, а решила начать с простого. Нашла картинки (животные, игрушки, садовый инвентарь) ассоциирующиеся с танцевальными движениями. Например: лопата-«ковырялочка», пружина- «пружинка», черепаха-«мелкий дробный шаг». Сделала карточки, затем с детьми их рассмотрели, обсудили. С воспитателем показала правильное выполнение танцевального движения, а затем, предложила детям выбрать ту картинку, на которое похоже танцевальное движение. К середине учебного года был сделан большой скачок вперед, к тому же, с детьми работал еще и логопед. У детей заметно улучшилась память, развилось мышление, воображение, ребята стали раскрепощенными, свободно общались как со сверстниками, так и с педагогами.
К концу года, высоких показателей не было, но и с низким оказалось всего 26 %.
На следующий учебный год на физкультуре, ребята начали заниматься по схемам, построение и перестроение. И я решила подобрать к танцам свои схемы. Сначала, мы их с детьми рассмотрели, что на них изображено, затем под счет проходили, строились, перестраивались, а в конце уже прослушивали музыкальное произведение и складывали воедино из схем – танец. К тому же некоторые схемы дублировали схемы физ. инструктора.
С помощью карточек дети научились быстро реагировать, мыслить, стали внимательней. Так же, мы играли в игру – импровизацию на развитие внимания, памяти, быстроты реакции. Включалась музыка, показывались карточки, и дети выполняли танцевальные движения соответственно схеме. Благодаря этим мнемокарточкам, мнемосхемам можно поставить простейший танец - экспромт на любой праздник или развлечение.
Я с точностью могу утверждать, что результат по инсценировке танца и исполнения танцевальных движений детьми имеет положительную динамику. Лишь два ребенка в силу своих физических возможностей имеют низкий уровень.
Так же, для тех детей, которые мало посещали детский сад и конечно же, по желанию родителей разработала карточки-задания, на которых изображен весь танец в виде карточки-лото. Родителям сбрасывала на флешку танец и давала карточку-лото, консультировала. Дома мама с ребенком разучивали танец по карточке и приходя на музыкальное занятие или на праздник подготовленным не чувствовал себя скованно, непринужденно.
Я считаю, что эта технология очень актуальна, полезна, просто необходима в работе как для музыкального руководителя, так и для воспитанников ДОУ.
Представленный метод работы показывает, что мнемотаблицы могут быть использованы в разных видах деятельности. Можно использовать не только на специально организованных видах деятельности, но и в работе с родителями (с часто болеющими детьми – по желанию родителей).
Мнемотехника даёт большой потенциал для развития творчества как взрослых, так и детей.
Примерный набор мнемокарточек для танца а:
"Лодочка- спина к спине"
"Лодочка"
"Одна рука ведущая"
"Схождение партнеров в танце"
"Подскок"
"Кружение вокруг себя"
"Медленный шаг"
"Хлопки"