МААМ-картинки

Мастер-класс по теме «Арт-терапия в работе с дошкольниками»

Светлана Котлозёрова
Мастер-класс по теме «Арт-терапия в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

Практика работы педагогов ДОУ показывает, что за последние годы увеличилось число детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, которые напрямую влияют на поведение дошкольников, препятствуют конструктивному межличностному общению, а в итоге и оптимальной детской социализации. В своей педагогической деятельности я также уделяю данной проблеме большое внимание, реализуя с детьми проекты валеологической и оздоровительной направленности («Наши эмоции», «Цвета вокруг нас», «Путешествие в песочную страну» и др.). В проектную деятельность по данному направлению включаю арт-терапевтические методы. Арт-терапия – это метод развития и коррекции посредством художественного творчества. Цель данного метода заключается в формирование начальной социально-коммуникативной компетенции дошкольников. В ходе работы по данному методу решаются следующие задачи: - развивать коммуникативные навыки, навыки самоконтроля; - создавать оптимальные условия для ранней социализации дошкольников; - воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия; - способствовать «сглаживанию» эмоционально-волевых акцентов детского поведения (гиперактивность, агрессивность, застенчивость, повышенная тревожность). Современная арт-терапия насчитывает большое количество видов методик: игротерапия, изотерапия, цветотерапия, песочная терапия, фототерапия, музыкотерапия, вокалотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, акватерапя и др. Структура занятий по арт-терапии.

Публикация «Мастер-класс по теме „Арт-терапия в работе с дошкольниками“» размещена в разделах

Структура занятий по арт-терапии (или с элементами арт-терапии). 1. Ритуал приветствия. Ритуал начала занятия, занимает не более 2-3 минут. Простой ритуал является отправной точкой, «включает» внимание детей, объединяет их. 2. Настрой, разогрев. Прежде, чем приступить к проработке выбранной темы, необходимо позаботиться о том, чтобы у каждого ребёнка и у группы в целом, появилась готовность к осуществлению творческой деятельности. Настроиться на работу помогают упражнения «Рисование в пространстве», «Прогулка по пространству тетрадного листа». 3. Основное содержание. Эта часть посвящена созидательному творчеству. В основную часть может быть включено от одного до трёх заданий и при необходимости, логические связки и разминочные упражнения, пальчиковая гимнастика. .Любование детскими работами, нахождение образов, обозначение их ценностей. Эта часть занятия не выделяется в чётко обозначенный во времени и пространстве этап. Он проходит очень неформально. С искренним интересом и признанием принимаем любое детское творение, независимо от того, эстетично оно или содержательно, оригинально или типично – это одно из специфических умений арт-терапевта. 4 Рефлексия (итог занятия, ритуал окончания занятия). К концу занятия может наблюдаться своеобразное брожение детей. Общий итоговый сбор всех участников позволяет вернуть детей в атмосферу группы, сделать акцент на чём-то важном, с чем столкнулась группа, и что стало её достоянием в этот раз, дать оптимистичную установку на будущее. Сейчас вашему вниманию я хочу представить психологический тренинг, который вы можете использовать в работе с детьми для развития психоэмоциональной сферы. Его можно использовать как целиком, так и брать из него отдельные упражнения. Задачи арт-терапевтического тренинга : - создание положительного эмоционального настроя у участников тренинга; - сплочение детского коллектива; - развитие коммуникативных навыков; - снижение напряжения, достижение психофизического покоя; - развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения; - побуждение к творчеству.

Памятка участника арт-терапевтического тренинга. 1 Получи удовольствие! 2 Позволь себе быть свободным! 3Доброжелательность к себе и другим! 4Постарайтесь быть внимательным! 5Избегай оценок и суждений! 6Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях! И всё получится! Ход мероприятия: 1 Приветствие «Олени». 2 Разминка «Закрась фигуру любимым цветом». 3 Основная часть: - Музыкальная терапия «Дождь в лесу». – Игровая терапия «Изобрази животное». - Звуковая гимнастика «Дыхание животного», - Изотерапия «Большое сказочное животное»,

4 Рефлексия «Закончи начатое предложение».

Презентация по цветотерапии.

Ход: 1 Приветствие «Олени». Участники образуют два круга – внутренний и внешний, встают лицом друг к другу. Правым ухом трутся о правое ухо партнёра, затем левым о левое, топают ногами. После этого внешний круг смещается на одного человека. И так пока все не поприветствуют друг друга. 2 Разогрев «Закрась фигуру любимым цветом». Любимый цвет может многое рассказать о характере человека, его эмоциональном складе.

3Основная часть: - Музыкальная терапия «Дождь в лесу».

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии. Я предлагаю вам закрыть глазки и посчитать до трёх. 1, 2, 3 – глазки распахни. Ребята, где это мы? Посмотрите вокруг нас лес! Деревья, окружающие нас очень красивые, а цветы издают удивительный аромат. Все деревья в сказочном лесу необычные, так как обладают волшебной силой. Давайте представим себя каким-нибудь деревом. Ваши ноги превратились в корни. С помощью них вы устойчиво стоите на земле. Руки стали ветвями. (Участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.) - В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами). - Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. (Раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног). - Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. (Участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди) - Дождик стучит всё сильнее и сильнее. (Усиливаем движение пальцев по спине) - Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. (Проводим ладонями по спине стоящего впереди). - Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни

Игра «Изобрази животное». Цель: развитие воображения, невербального общения. Психолог: В сказочном лесу есть не только деревья и цветы! Здесь обрели дом многие животные! Какие животные могут обитать в этом лесу? Давайте их покажем. Изображаем животных только при помощи мимики и жестов, слова не произносим. Каждый из вас по очереди будет изображать животное. Остальные ребята угадывают, какое животное вы загадали.

Звуковая гимнастика «Дыхание большого зверя».

Цель: развитие саморегуляции, укрепление духа и тела.

Психолог: В сказочном лесу много животных. И маленьких, и больших. Я предлагаю вам, всем вместе поиграть в игру «Большое доброе животное». Нужно встать в круг и взяться за руки. Мы превратились в одно огромное, доброе животное. Давайте придумаем ему имя! Здорово, теперь у него появилось имя.

Прислушайтесь к дыханию нашего животного. Слышите, при дыхании оно издаёт разные звуки. Сейчас мы попробуем дышать так же. Упражнения выполняются стоя. Дыхание спокойное, ровное. Сначала делают глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносят звуки:

"А" - воздействует благотворно на весь организм.

"Е" - воздействует на щитовидную железу.

"И" - воздействует на мозг, глаза, нос и уши.

"О" - воздействует на сердце и лёгкие.

"У" - воздействует на органы, расположенные в области живота.

"Я", "М" - воздействует на работу всего организма.

"Х" - помогает очищению организма.

"ХА" - помогает повысить настроение.

Изотерапия «Волшебное животное». Цель: создание атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопонимания, эмоциональной поддержки, побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, выражению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, развитие социализации, улучшение межличностных отношений.

Психолог: Ребята, в сказочном лесу живет волшебное животное! Оно очень доброе, но чуточку пугливое. Поэтому еще никому не удавалось его увидеть. Давайте вместе с вами пофантазируем, каким оно может быть? Какого размера наше животное — большое или маленькое? Какое у него телосложение — полновато или худощавое. Может быть у него есть крылья и даже рога с щипами, а возможно оно покрыто мягкой, приятной на ощупь шерсткой? Или же его уши и хвост необычной формы? Какого цвета будет наше животное — однотонное или разноцветное, есть ли у него пятна или полоски? Ребята, а вы любите рисовать? (Ответы детей.)

Психолог: Сейчас вам представится такая возможность. Посмотрите у меня в руках огромный ватман, сейчас мы все вместе нарисуем на нем необычное животное. Это животное волшебное, поэтому может иметь несколько голов, или хвостов (каждый разной формы).

(Дети договариваются, какое животное они будут рисовать. При необходимости психолог обращает внимание на то, что дети не должны спорить, а должны рисовать вместе, учитывая мнения дуг друга).

Психолог: Какое прекрасное животное мы создали. А расскажите мне, пожалуйста, какой у него характер? Где оно живет, на дереве или может быть в земле? С кем дружит. Чем любит заниматься…

4 Рефлексия.

Нам пора возвращаться обратно, закройте глазки и считайте до трёх. Психолог: Наше путешествие закончилось. Ребята, вам понравилась экскурсия в сказочный лес? Что больше всего запомнилось и почему? Трудно ли вам было всем вместе рисовать одно общее животное? Как быстро вы смогли договориться друг с другом о том, каким будет животное? (Ответы детей)

Рефлексия «Закончи предложение».

Мне понравилось, что… .Хочу отметить… .Я поняла, что… .Я научилась… .Я сделала вывод, что… .Сегодня меня удивило… .Мне сегодня… .Я узнал, что…. .Я нашла подтверждение тому, что… .Самым важным для меня было… .Мне нравится, что…

Презентация.

Любимый цвет может много рассказать о характере человека, цвет влияет на наш характер, наше настроение, на наше здоровье.

Показ.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР», учитель-дефектолог И. М. Горбовская Практика работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального.

Работа с педагогическим коллективом в форме консультаций-презентаций Работа с педагогическим составом в форме консультаций-презентаций: 1. Эмоциональное выгорание педагога (симптомы, методы профилактики).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по теме «Арт-терапия в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 10 апреля 2015 в 21:50
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по теме «Арт-терапия в работе с дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Котлозёрова (УИ 336032) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД