Светлана Цветкова
Развитие мелкой моторики через упражнения с природным материалом в коррекционной работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения с природным материалом
в коррекционной работе с дошкольниками.
Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от его
сенсомоторного развития. Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно.
Публикация «Развитие мелкой моторики через упражнения с природным материалом в коррекционной работе с дошкольниками» размещена в разделах
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.
Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игро-вой форме. Одной из занимательных форм развития мелкой моторики и тактиль-ного восприятия дошкольников являются упражнения с природным материалом.
Сказочна и прекрасна природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Поделки из него могут стать забавным сувениром, украсят интерьер, внесут в дом тепло и уют.
С древних времен на русской земле детей забавляли шишками, чурочками,
желудями, орехами, косточками, камушками и прочим природным материалом.
Из него строили, делали игрушки, выкладывали узоры, перебрасывали, перекаты-
вали друг другу и т. д.
Колючие шишки, гладкие блестящие желуди, кора деревьев своим ароматом,
влажностью, шероховатостью, теплой энергетикой вызывают положительные эмо
ции, дарят рукам силу, гибкость, свободу движений. Природный материал лучше
собирать вместе с детьми, развивая внимание, наблюдательность, терпение, по-буждая тем самым ребенка развивать воображение и творчество.
Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным
и неутомительным делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становит
ся более подвижной, готовой выполнять четкие, последовательные действия, что
так необходимо для подготовки к овладению письменной речью.
Упражнения с природным материалом можно включать как в процесс любо-го занятия, так и в режимные моменты, прогулки, в различные игры.
Используя упражнения с природным материалом мы, тем самым, создаем ус-
ловия для формирования тактильно-двигательного восприятия, так как именно
оно лежит в основе чувственного познания и без него у ребенка не может сложить
ся всестороннее представление об окружающем предметном мире.
На концевых фалангах пальцев и тыльной поверхности кисти находится наи-
большее количество окончаний чувственных нервных волокон, расположенных в
коже и реагирующих на прикосновения к ней. Органом осязания служит рука, а
значит, и основные усилия должны быть направлены на развитие чувствительнос-
ти рецепторов руки.
Для осуществления работы по развитию тактильно-двигательного восприятия
необходима предметно-пространственная среда, включающая необходимые объек
ты. Естественные качества природных материалов позволяют детям не только ос-
воить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Вся работа проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризует-
ся постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесно-
го отчета о свойствах предмета:
1. ощупывание предметов с различной поверхностью (поглаживание, размина
ние, постукивание, сжимание и т. д., обозначение словами свойств предме-
та (мягкий, жесткий, гладкий, шершавый).
2. ощупывание предметов с контрастными поверхностями с открытыми глаза-ми, обозначение словом (табличкой) свойств предмета.
3. ощупывание отдельных предметов с закрытыми глазами, обозначение сло-вом (табличкой) свойств предметов.
4. ощупывание предметов с контрастными поверхностями с закрытыми глаза-ми, обозначение словом (табличкой) свойств предмета.
5. нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств материала (выбор из 2-х предметов).
6. нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств материала (выбор из 3-5 предметов).
Следует учитывать, что «тактильная» среда предполагает развитие тактильной
чувствительности не только рук, но и других частей тела (ступни ног, спина). Для этого также необходимо специальное оборудование:
«Сенсорная тропа для ног» – это дорожка из ковролина, на которой с помо- щью липучек закреплены разные по фактуре «кочки» : мешочки с разными наполнителями (мелкие камушки, горох; деревянные брусочки, чурочки ит. д) Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, координации движе-ний и профилактика плоскостопия.
Специально подобранные игры на развитие психомоторики (тактильно-дви-
гательное восприятие) :
«Чудесный мешочек»
«Определи на ощупь» (парные предметы – шишки: большая – маленькая;
чурочки: длинная – короткая)
«Узнай фигуру» (на столе геометрические фигуры, в мешочке предметы)
«Отгадай букву, цифру» (палочкой писать на спине, руке)
Перед проведением игр и упражнений с природным материалом в помещении
необходимо придерживаться следующих правил:
• мыть руки перед игрой;
• следить, чтобы руки были здоровыми (без царапин, аллергических проявле-ний и пр.);
• природный материал должен быть чистым, нетравмоопасным.
Упражнения с шишками.
Игры и упражнения с шишками лучше начинать со свежих шишек, так как они
не колются, приятны на ощупь и не вызывают отрицательных эмоций. В дальней-шем используются сухие, колючие шишки. Упражнения целесообразно сопрово-ждать речью (короткими стишками или репликами героев из сказок).
На солнечной полянке
В глуши лесной
Нашла я эти шишки.
Пойдем играть со мной.
1. Рассматривание сосновой шишки, определение ее свойств:
С какого дерева шишка? Какая по форме? Какая на ощупь?
На что похожа?
2. Круговые движения шишкой между ладонями. (ребенок выполняет самостоя-
тельно или с помощью взрослого, если в этом есть необходимость).
Мишка с шишкою играет,
Между лап ее катает.
Медвежата все хохочут,
Шишки лапы им щекочут.
Колются не больно,
Малыши довольны.
Л. Орлова.
3. Перекатывание еловых шишек между ладонями до появления чувства прият-
ного тепла и легкого покраснения.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Л. Орлова.
4. Сжимание и разжимание шишек обеими руками одновременно или поочеред-
но правой и левой рукой (ребенок выполняет самостоятельно или вместе с
педагогом, используя прием «рука в руке» (если это необходимо).
Шишку я в руке держу,
То сожму, то разожму.
Поиграю с нею –
Ладошки разогрею.
Вот сжимаю правую,
Вот сжимаю левую…
Буду шишки я сжимать,
Буду ручки укреплять.
Л. Орлова.
5. Воздействие на кончики пальцев и ладошку кончиками шишки легким
постукиванием и вращательными движениями.
Шишку я на пальчик ставлю
и постукиваю.
На другой переставляю –
поворачиваю.
По всем пальчикам пройду –
Шишечку переверну.
Л. Орлова.
6. Прокатывание шишки от кончиков пальцев до локтя и обратно (если у ребен-
ка не получается, то сначала это выполняет взрослый, прокатывая шишку по
руке ребенка).
К локотку от ладошки
Шишка катит по дорожке,
А потом обратно,
Весело приятно.
Л. Орлова.
7. Игра «Белки шутят» – перебрасывание шишки друг другу.
Белки с нами шутят,
Шишки в нас кидают.
С белкой поиграем,
Шишки мы поймаем.
Л. Орлова.
8. Перекатывание шишек друг другу (по столу, по ковру, по дорожке).
Перекатят шишки
Друг другу ребятишки.
Мы играем дружно –
Это очень нужно.
Л. Орлова.
9. Игра «Прятки» – в емкость, наполненную шишками спрятать мелкие игрушки,
предметы. Ребенок опускает в нее руку и находит то, что спряталось.
Упражнения с березовыми чурочками и корой.
1. Катание березовой чурочки между ладонями (на первых порах использовать
прием «рука в руке», затем ребенок выполняет самостоятельно).
Березовую чурочку
Я в руках катаю,
С чурочкой березовой
Немного поиграю.
Покатаю медленно,
А затем быстрее,
Березовая чурочка
Ладошки мне согреет.
Снова качу медленно,
А потом быстрее,
У меня ладошки
Становятся сильнее.
Л. Орлова.
2. Легкое постукивание круглым основанием чурочки о ладонь и пальцы.
(выполняет взрослый) :
• по кругу,
• вниз (от кончиков пальцев к запястью,
• вверх (от запястья до кончиков пальцев»,
• по фалангам пальцев, называя каждый палец.
Чурочкой березовой
По пальчикам стучу,
Пальчики и ручку
Укрепить хочу.
Л. Орлова.
3. Прокатывание чурочки до локтя и обратно.
По ручке чурочку качу,
Слова простые ей шепчу:
«Катись, чурочка, быстрей,
Мою ручку разогрей». Л. Орлова.
4. Похлопывание корой ладошек ребенка и предплечья;
Растирание корой ладошек. (сначала делает взрослый ребенку, а затем ребе-
нок выполняет самостоятельно).
Березки добрую кору
В руки смело я беру.
Тру ладошки, локоток,
Начинай и ты, дружок.
Л. Орлова.
Упражнения с ребристыми деревянными палочками
(карандашами).
Для данных игровых упражнений понадобятся ребристые четырех-или
шестигранные палочки длинной 30-35 см., украшенные головками матрешек,
петрушек, животных и т. д. такие дидактические игрушки можно сделать вместе
с ребенком, проявив творчество и фантазию.
Ребенку предлагается покатать между ладонями палочку со словами:
Палочку волшебную
Я в руках кручу.
Красавицу матрешку
Оживить хочу. Л. Орлова.
Упражнения с желудями, каштанами, орехами, горохом
и другими плодами.
Данные игровые упражнения помогают ребенку научиться:
• удерживать в ладонях максимально большое количество природного материала;
• перекатывать между ладонями по одному или несколько плодов;
• доставать мелкие игрушки из ведерка, наполненного плодами;
• «купать» кисти рук, сжимать и разжимать руки в желудях, горохе, орехах.
В горошке ручки я купаю,
Их сжимаю, разжимаю.
Очень нравится ладошкам
Весело играть в горошке.
Л. Орлова.