юлия Школа
Использование мнемотехники в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в связи с требованиями ФГОС перед нами поставлена основная цель - воспитание деятельной, любознательной, коммуникативно-активной личности. Но всесторонне развитие личности невозможно без грамматически развитой речи. И этому свидетельствует портрет выпускника ДОУ.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время все чаще у детей наблюдается: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из своей жизни.
Публикация «Использование мнемотехники в работе с детьми» размещена в разделах
При обучении детей я обратили внимание на такую методику, как мнемотехника. Актуальность мнемотехники для дошкольников в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Мнемотаблицы-схемы используются в моей работе как дидактический материал по развитию связной речи детей:
- для обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов.
Схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
В начале работы с детьми среднего возраста использовала цветные мнемотаблицы, так как у детей еще формируются сенсорные эталоны: елочка - зеленая, ягодка – красная. Для детей старшего возраста схемы с использованием символических изображений, одного цвета. Составление совместно с детьми мнемотаблицы «родственные слова».
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Использование модельных схем при заучивании стихов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - создаем, придумываем, вместе с детьми, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их я пробую создавать дидактические игры, модели.
Работа по мнемосхемам не ограничивается работой по развитию связной речи, их можно применять во всех областях детской деятельности. Важно помнить:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Вследствие работы с использованием мнемотехники я сделали выводы :
- расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно;
- заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Данный метод является одним из эффективных способов развития дошкольников. Уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут нам в развитии дошкольника.