Приложение МААМ

Мастер-класс для воспитателей «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

Галина Григорьева
Мастер-класс для воспитателей «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема нашего мастер класса «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников».(слайд 1)

Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке. Леонард Эйлер — швейцарский, немецкий и российский математик и механик 18 века. Написал более 850 научных работ. В одной из них и появились круги Эйлера. (слайд 2)

С тех пор круги Эйлера широко используются в математике, логике.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников“» размещена в разделах

Круги Эйлера можно использовать как в различных образовательных областях "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», так и в самостоятельной деятельности детей.

(слайд 3)

Используя круги Эйлера ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал, развивается речь, память и мышление.

Построение и использование наглядных моделей способствует развитию умственных способностей дошкольников. (слайд 4)

Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.

Существуют несколько моделей кругов:

а) Непересекающиеся круги;

б) Пересекающиеся круги;

в) Один круг вложен в другой (слайд 5)

Дидактический материал для игр с обручами.

Обручи.

Плоскостные круги и ковролин.

Карточки с изображением предметов (подобные картинному лото).

Кодовые карточки.

Карточки со знаком отрицания.

Различные мелкие предметы.

Блоки Дьенеша. (слайд 6)

Целесообразно использовать кодовые карточки, т. е графические условные знаки знакового обозначения свойств предметов (Слайд 7)

Когда дети свободно научаться пользоваться кодовыми карточками вводится код, обозначающий знак отрицания «НЕ», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест – накрест соответствующего кодирующего рисунка. (слайд 8)

Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением.

Начать применять данную технологию можно с детьми младшего возраста. Для начала вы им объясняете, что означает «положить в круг, обруч», и что такое «положить предмет вне круга»

Игра «Разложи, не спеши»

Цель: закрепление понятий «внутри круга», «вне круга»

Ход игры: Раскладывается круг красного цвета. Дети располагают все большие фигуры внутри круга, а все маленькие фигуры «вне» красного круга. В синем кругу все желтые предметы, красные «вне круга»(слайд9)

Затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга. По мере усвоения материала задания постепенно усложняются. В средней группе используются уже два не пересекающихся обруча

Игра «Разложи по цвету»

Цель: формирование операций классификации по одному признаку, развитие логического мышления.

Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь. В желтый круг дети помещают все фигуры жёлтого цвета, в красный – все фигуры красного цвета. (слайд 10)

В старшем возрасте предлагаются игры и упражнения двумя пересекающимися обручами.

Например: Задание «У вас есть картинки, положите пожалуйста в один круг только желтые предметы а в другой круг транспорт».

В данном положении может возникнуть спор у детей, т. к. желтый автомобиль может оказаться и в том и другом круге., множестве

Здесь, важно дать время детям подумать, обсудить, поспорить между собой. И придумать решение. Хорошо, если кто то догадается положить желтую машину по середине, а может быть кто то сделает открытие и догадается пересечь круги и тогда желтая машина окажется в обоих кругах сразу. Именно вот эта зона будет называться пересечение множеств. Такие пересекаемые множества могут быть в том случае, если мы возьмем разные типы признаков: форма, цвет, величина, размер(слайд 11.12,13)

Символы с отрицанием. Учим детей понимать символы отрицания, например : не желтый, не круглый

В один круг кладем предметы не желтые, в другой не круглые. Что положить на пересечение?

Красные - не круглые. Задание на первый взгляд может показаться сложным, но если выполнять последовательно, то все получается красиво.

По мере усвоения материала задания усложняются (слайд 14)

Модель кругов Эйлера один круг вложен в другой, позволяет научить детей классифицировать окружающий мир по признакам, свойствам, принадлежности и т. д.

На большой круг кладут картинки представителей животного мира вперемешку

Далее, Дети берут в руки все картинки и раскладывают в круги меньших размеров, которые располагаются в большом круге: (цвет кругов определяете сами) в

В зеленый животных леса, желтый – домашних, голубой – животных жарких стран.

В эти круги можно вносить не только животных, а что и кого угодно, только нужно сохранять основной принцип: в большом круге располагаются элементы, у которых одинаковые признаки, принадлежность, свойства, а в маленьком располагаются элементы с такими же признаками, свойствами, принадлежностью, но они должны объединяться каким то отличительной особенностью

В нашем случае: одинаковый признак– животные, разные принадлежности, животные леса, домашние и жарких стран. (слайд 15)

В подготовительной группе вводятся более сложные игры и упражнения с использованием уже трех пересекающихся между собой обручей. .(слайд 16)

Еще предлагаю познакомиться с игрой с пересекающимися кругами Эйлера (слайд 16)

Такую игру можно предложить не только старшим дошкольникам, но и родителям на собраниях.

Вы предлагаете взять три круга. В каждый круг положить разные типы признаков : квадратный, маленький, красный. (форма, размер, цвет)

Возьмем блоки Дьенеша 24 фигурок.

Задача: нужно разложить все 24 фигур с помощью наших заданий. Время 1 мин.

Напомню, чтобы решить эту задачу, нужно делать все последовательно.

Проверка:

1-все квадратные фигуры, большие и маленькие, и красные. Все оказываются здесь

2- выбираем маленькие из оставшихся за кругом, кладем во второй круг. На 1 круг не смотрим

3- из оставшихся выбираем красные, кладем в 3 круг. Некоторые фигуры остаются в 8 зоне

Когда мы разложили последовательно все по множествам, можно раскладывать на пересечения. Квадратные – маленькие, ищем везде маленькие квадраты и раскладываем в пересечение 4

Маленькие красные – оказываются на пересечении 5

Красные квадраты – оказываются на пересечении 6

А в середине 7 пересечение – маленький, красный, квадрат.

Красота! Решили сложнейшую задачу, рассуждая последовательно, такая задача доступна каждому ребенку в подготовительной группе.

Предлагаю вам немного поиграть и понять, как же можно применять данную технологию в практике с детьми.

Играем с помощью модели кругов «Один круг вложен в другой»

Наш большой круг это все животные. У каждого у вас есть своя карточка, внимательно рассмотрите ее, нужно Найти и разложить (т. е встать с карточкой) всех животных по месту обитания. Обителей леса, Обитатели севера, обитатели жарких стран. Если у вас карточки не подходят ни к одному классу, то оставляем за кругом.

(карточки: обитатели леса, обитатели севера, обитатели жарких стран, насекомые)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Собери картинку»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Собери картинку» Сегодня предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру, сделанную из стоматологических палочек, и палочек из мороженного! Просматривая информации.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки» Дидактическая игра «Волшебные палочки» Уважаемые коллеги! На просторах МААМА когда-то встретила идею изготовления игры из простых палочек.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Задание для развития логического мышления у дошкольниковЗадание для развития логического мышления у дошкольников Развитие логического мышления у дошкольников – неотъемлемая часть математического мышления и не только. Оно способствует развитию внимательности,.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»
Опубликовано: 23 сентября 2021 в 14:10
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Григорьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД