Устинова Наталья Алексеевна
Мастер-класс «Исследуем и познаём, или Ещё раз о детском экспериментировании»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по экспериментированию с солью
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Цель мастер-класса :
- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
- распространение педагогического опыта.
Публикация «Мастер-класс „Исследуем и познаём, или Ещё раз о детском экспериментировании“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей, а так же родителям.
Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с солью.
Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее подобрать соответствующую музыку.
Ход мастер-класса :
Приглашаю для экспериментирования 6 участников.
Уважаемые коллеги. Я очень рада нашей встрече. Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом и, я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.
Все мы знаем, что дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира, поэтому у них постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у них возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответ.
И передо мной тоже встали такие вопросы:
-Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка?
-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?
-Как, способствовать развитию творческого начала ребёнка?
И вот нахожу я в методиках совет:
Экспериментировать с детьми, лучшего и нет.
Пусть тот, кто ставит свои вопросы
Сам и находит на них ответы.
Одной из форм организации, в познавательно исследовательской деятельности является экспериментирование. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.
Экспериментирование помогает развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».
На практике я убедились в том, что экспериментальная деятельность, как и игровая, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
В своей работе я интегрирую разные виды экспериментирования :
С реальными и абстрактными объектами.
С реальным объектом - это экспериментирование с живой и с не живой природой и рукотворным миром.
А как вы думаете, что означает абстрактные объекты?
Абстрактные объекты - это объекты слова, представления и отношения. (дети могут предположить, что можно делать с объектом, где можно использовать этот объект, придумывают новые слова, занимаются словотворчеством.)
А как применяется этот метод экспериментирования на практике, вы поймете в ходе дальнейшей работы.
И сейчас я предлагаю провести эксперимент с объектом неживой природы.
Скажите мне, пожалуйста,
Какая нота и продукт называются одинаково?
Правильно!
- Сегодня с вами мы будем преобразовывать самую обыкновенную соль.
- Как вы думаете можно ли окрашивать соль?
Можно, а как это можно сделать?
Хочу открыть вам маленький секрет и поделиться с вами самым, легким и самым быстрым способом окрашивания соли.
Предлагаю сделать вот такие цветные баночки. И подарить их самому близкому человеку.
Снимайте салфетки.
План работы: с цветными мелками:
Ну что приступим к работе.
1. Вам нужно взять чистый лист бумаги и насыпать на него 2-3 ложки соли.
2. А теперь возьмите мел любого цвета и раскатайте его по соли. Немного нажимайте на мелок, чтобы он отдал свой цвет соли. Цвет должен получиться насыщенным.
*Детям доставляет большое удовольствие выполнять такие действия, в процессе такой деятельности, у ребенка развивается мелкая моторка.
3. У кого получилось окрасить соль в нужный цвет, аккуратно пересыпьте ее в стеклянную баночку. Чтобы поделка смотрелась интересней, пересыпайте соль в емкость под углом, поворачивая банку. Только делайте это очень аккуратно, чтобы слои соли не перемешать.
4. Далее, опять насыпаем соль и повторяем эту процедуру с мелом другого цвета. Поочередность цветов выбирайте сами.
Работа очень увлекательная и интересная, детей этот процесс увлекает настолько, что очень сложно с ними разговаривать, так они увлечены этой работой.
Также, такой способ окрашивания соли, помогает снять внутреннее напряжение, как у ребенка, так и у взрослого человека.
Пока коллеги работают, я расскажу немного о соли. Соль очень интересный объект для исследования. Ее можно использовать для различных опытов и узнавать совершенно другие свойства соли.
*Растворимость соли слайд 7
* Волшебное свойство соли удерживать на поверхности разные предметы
*Из соли можно выращивать различные кристаллы.
Все это интересно и очень нравится детям.
Так же можно реализовывать различные долгосрочные проекты. Где можно наблюдать за солью, узнавать полезные свойства соли с медицинской точки зрения, зачем нужна соль? Насколько может быть вредно, использовать большое количество соли.
5. Заполнили полностью слоями соли разного цвета.
Немного постучите об стол. Самое главное не трясите банку во время работы.
Сделали, покажите свои баночки, Как красиво получилось. Дети, тоже очень радуются, восхищаются своими работами. А теперь придумайте название своей работе, но такое, чтобы в нем звучало слово соль.
«Соленая радуга», До, Ми, соль-ка», «Соленая фантазия»
Молодцы, А вот представьте, что эту разноцветную баночку вам нужно подарить, кому вы подарите? Представили? Скажите, какие же ощущения он будет испытывать?
(Радость, восхищение, восторг). Молодцы.
Вот Сейчас мы с вами попробовали экспериментировать со словом -абстрактным объектом, придумывали название нашей работе, предполагали, что будет если? Представляли, кому хотим подарить? в данном случае наш реальный объект разноцветная баночка, а абстрактный объект - слово, предположение)
Уважаемые коллеги!
Хочу открыть вам маленький секрет, соль можно окрашивать не только мелом, ее можно окрашивать обычными красками: гуашью, акварелью. Слайд 8
Посмотрите, что получилось у меня, я окрасила соль гуашью, получается очень ярко выразительно. Такую работу, сделанную своими руками не стыдно кому – то подарить.
А еще можно сделать красивые и оригинальные подсвечники, стакан обмазать клеем и насыпать на него соль, получается очень оригинально.
Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат ленточки, зеленого и красного цвета. Если вы считаете, что мой опыт полезен в вашей работе с детьми, привяжите на свою баночку зеленую ленту, а если считаете что бесполезен и вам не пригодится - то красную. слайд
Буклеты будут помощниками в вашей работе.
Благодарю всех присутствующих за активное участие, мне очень приятно было с вами работать. Свои разноцветные баночки, вы можете забрать на память.