Ксения
Мастер-класс для педагогов «Игры для развития эмоциональной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР»
Мастер-класс для педагогов ГБСУСОССЗН СДДИ
Дата проведения: 08.04.2021
Время 40 минут.
Место проведения: аудитория (кабинет).
Проводит: Юнусова Оксана Николаевна, воспитатель I квалификационной категории, ГБСУСОССЗН СДДИ
Тема: «Игры на развитие эмоциональной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР»
Цель мастер-класса :
Показать важность развития эмоциональной сферы детей с ИН, ТМНР в процессе игр
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Игры для развития эмоциональной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
1. Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;
2. Дать определение понятия игра, эмоции;
3. Немного исторической справки;
4. Игры на развитие эмоциональной сферы;
5. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по развитию эмоциональной сферы;
6. Научить понимать эмоциональное состояние детей через игры.
Методы проведения мастер-класса :
• раскрывается тема;
• кратко характеризуются основные идеи технологии;
• описываются достижения в работе;
• доказывается эффективность технологии на практике;
• обсуждение итого мастер- класса.
Форма проведения мастер-класса :
лекция с элементами презентации, практическая работа для педагогов
Оформление.
демонстрационный материал - презентация
Оборудование
Музыкальное оформление, проектор
Материалы и инструменты:
Листы для рисования, фломастеры, цветная бумага
Структура мастер – класса :
1. Вступительная часть.
Приветствие:
здравствуйте, уважаемые педагоги. Я рада вас приветствовать сегодня на МК.
Слайд 1
Тема МК:
«Игры на развитие эмоциональной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР»
Слайд 2
Цель. Показать важность развития эмоциональной сферы детей с ИН, ТМНР в процессе игр
Слайд 3
Задачи:
1. Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;
2. Дать определение понятия игра, эмоции;
3. Немного исторической справки;
4. Игры на развитие эмоциональной сферы;
5. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по развитию эмоциональной сферы;
6. Научить понимать эмоциональное состояние детей через игры.
2. Выступление педагога.
Слайд 4
Как большой,
сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом,
У него в руках игрушка —
Погремушка с бубенцом.
Мальчик смотрит — что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается этот звон?
А. Барто. Погремушка
Игрушка и дети — это тема вечная и очень интересная, ведь игра –мир, в котором ребенок учится жить, познает мир, учится творить и созидать.
Слайд 5
Игра - объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Слайд 6
Блестящий исследователь игры Д. Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых.
Слайд 7
Посредством игры ребенок органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Игра выступает, как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Игра может служить эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания.
Слайд 8
В игре ребёнок учится проявлять свои эмоции, учится адекватному их выражению
Слайд 9
Если вам смешинка в рот
Вдруг случайно попадет,
Не сердитесь, не ворчите,
Хохочите, хохочите!
(М. Дружинина)
Слайд 10
Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие, явлений и событий в течение жизни.
Слайд 11
Эмоциональная сфера является регулятором отношений человека к внешнему миру. Она выполняет защитную функцию, сигнализирует другим о состояниях человека. Задача человека — избавляться от отрицательных эмоций, получать положительные. Это стремление заложено в человека как регулятор его выживания в окружающей среде.
Есть ли необходимость говорить об эмоциях в наш трезвый рациональный век? Ответом на вопрос могут быть слова
Слайд 12
П. К. Анохина: «Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишённую эмоций, как сейчас же перед нами откроется пропасть взаимного непонимания. Мир таких людей становится миром бездушных роботов». Слайд 13
«Эмоции возникают под воздействием окружающей среды, они не поддаются ни приказу, ни насилию» (К. С. Станиславский).
В такой мере, как механизмы движения, механизмы эмоций не подвластны управлению. Важно, что такие механизмы активно существуют и могут быть пущены в ход, задача заключается в том, как «включить», запустить эти механизмы.
Научная основа (историческая справка) :
Психология эмоций в науке начала изучаться относительно недавно в ХХ в. До этого времени «Эмоции» не выделяли для изучения, хоть и упоминали о них.
Слайд 14
Очень интересная книга Яна Палмера «История эмоций». Это первая монография, посвященная науке о возникновении и проявлении чувств.
Слайд 15
Другие учёные Кэррол Изард,
Слайд 16
Сильван Томкинс говорили, что эмоции составляют первичную мотивационную систему. Одни исследователи считаются, что эмоции кратковременны, другие, напротив, говорят, что люди постоянно находятся под их воздействием (поведение и аффект - неразрывны).
Слайд 17
Считается, что изучение эмоций в психологии началась со статьи Ульяма Джеймса «Что такое эмоция?»
Слайд 18
Сергей Леонидович Рубинштейн считал, что для эмоции специфично переживание событий и отношений.
Особенно хорошо начинают провялятся эмоции в дошкольном возрасте.
Эмоциональная сфера ребенка рассматривается, таким образом, как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.
Слайд 19
Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи
Лидия Ильинична Божович,
Слайд 20
Лев Семёнович Выготский
Слайд 21
Александр Владимирович Запорожец,
Слайд 22
Алексей Николаевич Леонтьев,
которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира детей
Слайд 23
Как выглядят различные эмоции?
Представлены базовые эмоции на слайде
Злость - брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.
Страх - брови приподняты, глаза расширены, рот открыт.
Печаль - внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.
Удивление - брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт.
Радость - брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.
Спокойствие - брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии
Слайд 24
«Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса». Л. С. Выготский
Слайд 25
Рекомендуемые игры на развитие эмоциональной сферы :
1. «мое настроение»
2. «руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
3. «сделаем по кругу друг другу подарок
4. зеркало
5. добрый бегемотик
6. мой хороший попугай
7. Игра на знакомство и приветствие “Колпачки” :
8. Игра «Комплименты»
9. Игра «Доброе животное»
10. "Волшебные конфеты"
3. Теоретическо - демонстрационная часть.
Методическая часть
Данное направление активно использую в работе с детьми с ТМНР и ИН, в отделение Милосердия.
Что помогает проявить эмоции у детей отделения Милосердия?
Давайте вспомним, что эмоциональная сфера детей с ТМНР отличается : эмоции мало выражены. Поэтому, для формирования адекватных эмоциональных реакций, у нас ведется регулярная работа. Она заключается в следующем:
Слайд 26
на занятиях круг по альтернативной коммуникации
• Чтение сказок, стихов, потешек
• сказкотерапия
• Арт-терапия (пальчиковое рисование)
• Музыкотерапия - релакс - композиции
• Просмотр развивающих мультфильмов /игр
• игры на двигательную активность у нас проходят в оборудованной игровой зоне.
Слайды с 27 по 32
Практика – фото
Слайд 33
В своей работе опираюсь на следующие методы:
Словесные методы: беседа, рассказ, художественное слово, поощрение (похвала ребенка, положительное стимулирующее оценивание, одобрение выбранного ребенком направления деятельности или способа выполнения задания).
Информационно-рецептивные методы
рассматривание, напоминание, показ, объяснение, сопровождаемое показом, устные инструкции по выполнению работы.
Репродуктивный метод: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.
Использую методы и приемы коррекционно-развивающей работы
Наиболее распространенная категория детей, нуждающихся в коррекции, - дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Последовательность, доступность, дозированность. Работа индивидуально, с каждым ребенком.
Эмоциональное общение взрослого и ребёнка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом.
Слайд 34
Важно!
Взрослый должен прикоснуться к каждому ребёнку, погладить его, взять за руку.
Слайд 35
4. Практическая часть.
Научить понимать эмоциональное состояние детей через игры
Практическая часть:
Давайте представим, уважаемые педагоги, что мы ненадолго станем детьми.
И первая игра, которую я вам хочу предложить, поможет отвлечься, взбодриться. В этой игре вам необходимо выполнять мои команды очень быстро. Итак, начинаем. В течении трех секунд, найдите себе партнёра и пожмите ему руку. Сейчас я буду говорить вам, чем вы будете очень быстро касаться своего партнё ра:
Нога к ноге!
Спина к спине!
локоть к локтю
Теперь очень быстро подберите себе нового партнёра и крепко сожмите руку. Поприветствуйте друг друга такими частями тела:
левое колено к левому колену!
правая ладонь к правой ладони!
левое плечо к правому плечу!
Игры и упражнения для Эмоционального развития
Педагоги сидят напротив друг друга.
1. нахмуриться
как осенняя туча;
как злая волшебница;
улыбнуться
как кот на солнце;
как само солнце;
как хитрая лиса;
как будто вы увидели чудо;
позлиться
как ребенок, у которого отняли мороженное;
испугаться
как заяц, увидевший волка;
как котенок, на которого лает собака;
устать
как человек, поднявший большой груз;
отдохнуть
как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
2. Игра «Создание рисунка по кругу»
Цель: создание в группе благоприятного микроклимата.
Содержание игры : У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.
Какие мысли были, когда вы начинали рисовать?
Какие мысли были, когда к вам переходил по кругу рисунок?
3. Я принесла вам бумагу разных цветов. Выберите себе любой цвет. Держа в руках бумажный лист, закройте на минуту глаза и представьте, что это ваши старые обиды, грусть, печаль, может злость или страхи… Можете смять их в комки или порвать на маленькие кусочки. Теперь выбросите в ведро все неприятные чувства, переживания, которые в вас накопились, и вы хотели бы от них освободиться
4. Танец пяти движений
Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа - одна минута.
"Течение воды". Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.
Переход через чащу". Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.
"Полет бабочек". Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
"Покой" (релакс). Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса- стояние без движений, слушать свое тело.
5. Рефлексия участников. Обсуждение мастер – класса
Слайд 36
А теперь, уважаемые участники мастер – класса, постарайтесь ответить на вопросы: Что нового вы узнали для себя на данном мероприятии? Сможете ли вы использовать увиденное, в своей работе? Остались ли у вас вопросы по предложенной теме?
Слайд 37
Перед вами кружочки – будущие смайлы, оценивания мероприятия. позитив/разочарование/ раздумывания
Слайд 38
Спасибо всем!