Ольга Кирючек
Открытый урок по русскому языку «Хорошо ли вы знаете фразеологизмы» (начальные классы)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска»
«Хорошо ли вы знаете фразеологизмы?»
Автор: Кирючек Ольга Петровна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска»
Петровск
2021 г.
Цель: вовлечение учащихся в изучение фразеологизмов и их значений
Задачи:
Публикация «Открытый урок по русскому языку „Хорошо ли вы знаете фразеологизмы“ (начальные классы)» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, конспекты уроков
- Фразеологизмы. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2021
1) Познакомиться с символом фразеологизма Ф, с историей некоторых фразеологизмов, учиться распознавать фразеологизмы и понимать их значение, самостоятельно применять полученные знания.
2) Расширение кругозора, логического мышление, творческого воображения, обогащение словаря.
3) Воспитание самостоятельности, любви к русскому языку.
Оборудование: презентация с фразеологизмами, задания для работы в парах, предметы: калоша, решето, палка, шляпа.
Ход мастер-класса:
I.Вступительное слово
-Добрый день, уважаемые коллеги!
-Как вы считаете, есть ли необходимость в изучении фразеологизмов в настоящее время?
-Действительно, в настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и
11-х классов стали сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи.
К тому же наблюдается снижение культуры речи современных школьников, засилие речи вульгаризмами, иностранными словами, жаргонами во многих сферах общения.
Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.
-И я сегодня приглашаю вас на занятие развития речи в рамках кружка «Секреты речи» в начальную школу по теме «Хорошо ли вы знаете фразеологизмы?»
Целью данного занятия является вовлечение учащихся в изучение фразеологизмов и их значений в виде занимательных заданий.
Перед собой поставила следующие задачи:
1) Познакомиться с символом фразеологизма Ф, с историей некоторых фразеологизмов -учиться распознавать фразеологизмы и понимать их значение, самостоятельно применять полученные знания.
2) Расширение кругозора, логического мышление, творческого воображения, обогащение словаря.
3) Воспитание самостоятельности, любви к русскому языку.
Для достижения цели использовала фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы. Формой общения является активный диалог.
Любое занятие начинаю с создания проблемной ситуации и повторения того, что дети уже знают по данной теме.
II.Сценарий занятия
1. Погружение в проблему.
-Спеша на занятие кружка, я встретила свою хорошую знакомую. Мы разговорились, и я рассказала ей, о чем будет идти речь на кружке. Знакомая дала мне эту корзину и сказала, что она пригодится мне на занятии. Интересно, что в ней лежит? Давайте заглянем.
Решето- воду что ли носить?
Палка- в колёса, наверное, вставлять?
Лапша- на уши что ли вешать?
А это что? Шляпа - а, это в которой дело!
Даже калоша, наверное в неё садиться придётся!
[, I,) ]- а это какие- то детали. Попробуем их соединить вместе: Ф - получилась буква «эф».
- Как вы думаете, чтобы это значило?
- Да, действительно, припоминаю, это и есть символ фразеологизма.
- Если мы заглянем в жизнь слов, то увидим, что живут- поживают слова- детали, ими пользуются по отдельности или в виде словосочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания-фразеологизмы.
Представьте, что если бы эти слова никогда не встретились, каких бы интересных выражений лишился бы русский язык.
В нашей речи мы так часто используем фразеологизмы, что уже и забыли, что они когда-то были отдельными словами-деталями.
2. Повторение.
Давайте вспомним некоторые из них и объясним их смысл. (на картине)
Спать, отбросив задние ноги.
Кот наплакал.
Свинья под дубом.
Льёт как из ведра.
Днём с огнём не сыщешь.
Кот в мешке. Накрутить хвосты. Как кошка с собакой.
3. Заменить фразеологизм одним словом:
-Пальчики оближешь-вкусно.
-Хуже горькой редьки-надоедливый.
-Спускать Полкана - ругать.
-Рванул на полусогнутых - быстро убежал.
-Гусь лапчатый - пройдоха, проходимец.
-Родиться в сорочке-счастливый.
Тёртый калач - опытный.
Потёмкинские деревни- очковтирательство.
-Калиф на час- временщик (власть на короткое время)
-Карманная чахотка- безденежье.
4. Продолжите устойчивые сочетания,
и, если узнаете, назовите произведение, из которого оно пришло.
-А ларчик. (просто открывался)
-Свинья. (под дубом)
-А воз. .(и ныне там)
-Услужливый дурак. (опаснее врага)
-Медвежья. .(услуга)
-Сильнее кошки. .(зверя нет)
Из каких произведений эти фразеологизмы и кто автор? (И. Крылов).
-Вернуться к разбитому. (корыту)-А. Пушкин.
-Человек. (в футляре)- А. Чехов -Демьянова. (уха)
-В тридевятом царстве. (в тридесятом государстве)
-Сказка ложь-да. (в ней намёк)
Встань передо мной. (как лист перед травой)
-За горами. (за лесами)
-Ни в сказке сказать. (ни пером описать)
Сказка про белого. (бычка)
-Пир на весь. .(мир)
-Вытянули. (репку)
-По- щучьему. (велению)
5. Из истории фразеологизмов.
Каждый фразеологизм имеет свою историю.
Как пить дать.
По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение «как пить дать» в значении: точно, несомненно.
Где раки зимуют.
Оказывается, выражение тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло, если хотят кого-то серьёзно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
Попробуйте объяснить значение фразеологизмов:
Работать спустя и засучив рукава.
Во всю Ивановскую.
6. Решите пропорции.
(не тратя времени даром) = голова два уха
С места в карьер медный лоб
ставить на кон = сгущать краски
ставить на карту? (делать из муху слона)
видимо-невидимо = по щучьему велению
? (тьма-тьмущая) как по волшебству
в мгновение ока = ?(кот наплакал)
в два счета с гулькин нос
становиться на пути = снимать шляпу
отходить в сторону? (смотреть с высока)
коломенская верста =? (до поздней ночи)
от горшка 2 вершка чуть свет
на чужой шее сидеть = душа в душу
? (жить своим умом) как кошка с собакой
засучив рукава = раз-два-и обчёлся
через пень-колоду? (работы непочатый край)
7. Игра «Найди лишний фразеологизм»
(вытягивают билетики)
№1. Как сквозь землю провалился.
Как в воду канул.
Как гром среди ясного неба.
№2. Не моргнув глазом.
В мгновении ока.
И года не прошло.
№3. Спустя рукава.
Работать не покладая рук.
Тяп-ляп.
Через пень колоду.
№4. Ни тпру ни ну.
Ни холодно ни жарко.
Ни шатко ни валко.
Галопом по Европам.
№5. Ни стать ни сесть.
По пальцам пересчитать.
Яблоку негде упасть.
Видимо-невидимо.
№6. Капля в море.
Львиная доля.
Сколько душе угодно.
8. Назови фразеологизм по его значению.
- Согласиться (дать добро)
-Тревожиться (душа не на месте) --
-Бездельничать (бить баклуши)
-Тесно (шагу негде ступить)
-Преувеличить (делать из мухи слона)
-Надоедать (липнуть как муха)
-Эксплуатировать другого (ездить верхом)
-опытный человек (тёртый калач)
-Удивление при неприятной неожиданности (вот так клюква)
-Проучить, наказать (прописать ижицу).
9. Проверочная работа.
-Теперь я предлагаю заняться вас творчеством.
1 гр. Проиллюстрировать фразеологизмы.
-Бери руки в ноги.
-Биться как рыба об лёд.
-Заблудиться в 3 соснах.
2 гр. Составить любую пропорцию.
3 гр. Подобрать фразеологизмы к игре «3 лишний».
Проверка.
На этапе рефлексии, каждый систематизирует знания, делает свои выводы.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ УКРАШАЮТ НАШ ЯЗЫК, ДЕЛАЮТ ЕГО САМОБЫТНЫМ, ОБРАЗНЫМ И НЕПОВТОРИМЫМ.
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.»[/i]
К. Паустовский.
-Спасибо за внимание.