Папки-передвижки

Открытый урок по русскому языку «Хорошо ли вы знаете фразеологизмы» (начальные классы)

Ольга Кирючек
Открытый урок по русскому языку «Хорошо ли вы знаете фразеологизмы» (начальные классы)
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска»

«Хорошо ли вы знаете фразеологизмы?»

Автор: Кирючек Ольга Петровна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска»

Петровск

2021 г.

Цель: вовлечение учащихся в изучение фразеологизмов и их значений

Задачи:

Публикация «Открытый урок по русскому языку „Хорошо ли вы знаете фразеологизмы“ (начальные классы)» размещена в разделах

1) Познакомиться с символом фразеологизма Ф, с историей некоторых фразеологизмов, учиться распознавать фразеологизмы и понимать их значение, самостоятельно применять полученные знания.

2) Расширение кругозора, логического мышление, творческого воображения, обогащение словаря.

3) Воспитание самостоятельности, любви к русскому языку.

Оборудование: презентация с фразеологизмами, задания для работы в парах, предметы: калоша, решето, палка, шляпа.

Ход мастер-класса:

I.Вступительное слово

-Добрый день, уважаемые коллеги!

-Как вы считаете, есть ли необходимость в изучении фразеологизмов в настоящее время?

-Действительно, в настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и

11-х классов стали сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи.

К тому же наблюдается снижение культуры речи современных школьников, засилие речи вульгаризмами, иностранными словами, жаргонами во многих сферах общения.

Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.

-И я сегодня приглашаю вас на занятие развития речи в рамках кружка «Секреты речи» в начальную школу по теме «Хорошо ли вы знаете фразеологизмы?»

Целью данного занятия является вовлечение учащихся в изучение фразеологизмов и их значений в виде занимательных заданий.

Перед собой поставила следующие задачи:

1) Познакомиться с символом фразеологизма Ф, с историей некоторых фразеологизмов -учиться распознавать фразеологизмы и понимать их значение, самостоятельно применять полученные знания.

2) Расширение кругозора, логического мышление, творческого воображения, обогащение словаря.

3) Воспитание самостоятельности, любви к русскому языку.

Для достижения цели использовала фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы. Формой общения является активный диалог.

Любое занятие начинаю с создания проблемной ситуации и повторения того, что дети уже знают по данной теме.

II.Сценарий занятия

1. Погружение в проблему.

-Спеша на занятие кружка, я встретила свою хорошую знакомую. Мы разговорились, и я рассказала ей, о чем будет идти речь на кружке. Знакомая дала мне эту корзину и сказала, что она пригодится мне на занятии. Интересно, что в ней лежит? Давайте заглянем.

Решето- воду что ли носить?

Палка- в колёса, наверное, вставлять?

Лапша- на уши что ли вешать?

А это что? Шляпа - а, это в которой дело!

Даже калоша, наверное в неё садиться придётся!

[, I,) ]- а это какие- то детали. Попробуем их соединить вместе: Ф - получилась буква «эф».

- Как вы думаете, чтобы это значило?

- Да, действительно, припоминаю, это и есть символ фразеологизма.

- Если мы заглянем в жизнь слов, то увидим, что живут- поживают слова- детали, ими пользуются по отдельности или в виде словосочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания-фразеологизмы.

Представьте, что если бы эти слова никогда не встретились, каких бы интересных выражений лишился бы русский язык.

В нашей речи мы так часто используем фразеологизмы, что уже и забыли, что они когда-то были отдельными словами-деталями.

2. Повторение.

Давайте вспомним некоторые из них и объясним их смысл. (на картине)

Спать, отбросив задние ноги.

Кот наплакал.

Свинья под дубом.

Льёт как из ведра.

Днём с огнём не сыщешь.

Кот в мешке. Накрутить хвосты. Как кошка с собакой.

3. Заменить фразеологизм одним словом:

-Пальчики оближешь-вкусно.

-Хуже горькой редьки-надоедливый.

-Спускать Полкана - ругать.

-Рванул на полусогнутых - быстро убежал.

-Гусь лапчатый - пройдоха, проходимец.

-Родиться в сорочке-счастливый.

Тёртый калач - опытный.

Потёмкинские деревни- очковтирательство.

-Калиф на час- временщик (власть на короткое время)

-Карманная чахотка- безденежье.

4. Продолжите устойчивые сочетания,

и, если узнаете, назовите произведение, из которого оно пришло.

-А ларчик. (просто открывался)

-Свинья. (под дубом)

-А воз. .(и ныне там)

-Услужливый дурак. (опаснее врага)

-Медвежья. .(услуга)

-Сильнее кошки. .(зверя нет)

Из каких произведений эти фразеологизмы и кто автор? (И. Крылов).

-Вернуться к разбитому. (корыту)-А. Пушкин.

-Человек. (в футляре)- А. Чехов -Демьянова. (уха)

-В тридевятом царстве. (в тридесятом государстве)

-Сказка ложь-да. (в ней намёк)

Встань передо мной. (как лист перед травой)

-За горами. (за лесами)

-Ни в сказке сказать. (ни пером описать)

Сказка про белого. (бычка)

-Пир на весь. .(мир)

-Вытянули. (репку)

-По- щучьему. (велению)

5. Из истории фразеологизмов.

Каждый фразеологизм имеет свою историю.

Как пить дать.

По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение «как пить дать» в значении: точно, несомненно.

Где раки зимуют.

Оказывается, выражение тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло, если хотят кого-то серьёзно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».

Попробуйте объяснить значение фразеологизмов:

Работать спустя и засучив рукава.

Во всю Ивановскую.

6. Решите пропорции.

(не тратя времени даром) = голова два уха

С места в карьер медный лоб

ставить на кон = сгущать краски

ставить на карту? (делать из муху слона)

видимо-невидимо = по щучьему велению

? (тьма-тьмущая) как по волшебству

в мгновение ока = ?(кот наплакал)

в два счета с гулькин нос

становиться на пути = снимать шляпу

отходить в сторону? (смотреть с высока)

коломенская верста =? (до поздней ночи)

от горшка 2 вершка чуть свет

на чужой шее сидеть = душа в душу

? (жить своим умом) как кошка с собакой

засучив рукава = раз-два-и обчёлся

через пень-колоду? (работы непочатый край)

7. Игра «Найди лишний фразеологизм»

(вытягивают билетики)

№1. Как сквозь землю провалился.

Как в воду канул.

Как гром среди ясного неба.

№2. Не моргнув глазом.

В мгновении ока.

И года не прошло.

№3. Спустя рукава.

Работать не покладая рук.

Тяп-ляп.

Через пень колоду.

№4. Ни тпру ни ну.

Ни холодно ни жарко.

Ни шатко ни валко.

Галопом по Европам.

№5. Ни стать ни сесть.

По пальцам пересчитать.

Яблоку негде упасть.

Видимо-невидимо.

№6. Капля в море.

Львиная доля.

Сколько душе угодно.

8. Назови фразеологизм по его значению.

- Согласиться (дать добро)

-Тревожиться (душа не на месте) --

-Бездельничать (бить баклуши)

-Тесно (шагу негде ступить)

-Преувеличить (делать из мухи слона)

-Надоедать (липнуть как муха)

-Эксплуатировать другого (ездить верхом)

-опытный человек (тёртый калач)

-Удивление при неприятной неожиданности (вот так клюква)

-Проучить, наказать (прописать ижицу).

9. Проверочная работа.

-Теперь я предлагаю заняться вас творчеством.

1 гр. Проиллюстрировать фразеологизмы.

-Бери руки в ноги.

-Биться как рыба об лёд.

-Заблудиться в 3 соснах.

2 гр. Составить любую пропорцию.

3 гр. Подобрать фразеологизмы к игре «3 лишний».

Проверка.

На этапе рефлексии, каждый систематизирует знания, делает свои выводы.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ УКРАШАЮТ НАШ ЯЗЫК, ДЕЛАЮТ ЕГО САМОБЫТНЫМ, ОБРАЗНЫМ И НЕПОВТОРИМЫМ.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.»[/i]

К. Паустовский.

-Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Интегрированный урок по окружающему миру, математике, русскому языку в 1 классе «Жизнь птиц» Ход урока I. Организационный момент. Доброе утро, ребята. - Раз, два, три, четыре, пять- Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь.

Круглый стол «Как хорошо, что есть семья…» (начальные классы)Круглый стол «Как хорошо, что есть семья…» (начальные классы) Цели: • развитие познавательных интересов; • развитие творческих способностей; • воспитание чувства доброты и сопереживания, умение.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Использование на письме разделительного мягкого знака» Урок русского языка во 2 классе Дата проведения 24.01.2019 г. Тема урока: Использование на письме разделительного мягкого знака. (упр.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.

Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе Пурклова Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ "Золотонивская СШ " 1. Тема урока. Род и число имён прилагательных. 2. УМК "Школа.

Урок-игра по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну Акитаммарг» Тема: «Повторение пройденного.» Цели урока: 1. Закрепить и обобщить знания грамматической теории, умения применять теоретический материал.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение» Тип урока:урок открытия новых знаний. Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок по русскому языку «Хорошо ли вы знаете фразеологизмы» (начальные классы)
Опубликовано: 5 мая 2021 в 18:53
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытый урок по русскому языку «Хорошо ли вы знаете фразеологизмы» (начальные классы)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кирючек (УИ 503647) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД