Ольга Алексеевна Калташова
Мастер-класс «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно-эстетических способностей детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Росинка» структурное подразделение «Детский сад-ясли «Светлячок» г. Щучье
Мастер-класс «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно - эстетических способностей детей раннего возраста»
составила:
педагог-психолог
Калташова О. А
Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно - эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста
Публикация «Мастер-класс „Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно-эстетических способностей детей раннего возраста“» размещена в разделах
Добрый день, уважаемые педагоги!
Я представляю вашему вниманию мастер-класс «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно-эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста».
Цель нашей работы в ходе мастер-класса - повышение профессионального мастерства педагогов в развитии художественно-эстетических способностей детей и применение его в практической деятельности.
Нам нужно будет решить следующие задачи:
1. Расширить представления педагогов о нетрадиционном методе рисования: «хеппенинг»;
2. Вызвать интерес педагогов к творчеству и дальнейшему использованию данного метода в своей работе с детьми;
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в том числе и рисование, является одним из приоритетных направлений в Федеральных государственных общеобразовательных стандартах дошкольного образования, обеспечивающих развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Для детей рисование-это радостный и вдохновляющий труд, который не должен быть обязательным.
Занимаясь рисованием с детьми младшего возраста, я учитываю особенности раннего детства и то, что у детей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш или кисть, регулировать давление на бумагу, располагаться на ней и рисовать, не выходя за край. Отсутствие навыков часто разочаровывает детей и не позволяет им рисовать так, как хотелось бы.
Именно здесь на помощь приходят современные и ндивидуально-ориентированные методики обучения.
Хэппенинги –это вид современного искусства, представляющий собой действия, события и ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые ими в полной мере. Хэппенинги-это игровые манипуляции, как правило, импровизация и отсутствие четкого сценария. Неизвестно, какие образы получаются в результате, но известно, что они успешны и повышают интерес детей к изобразительному искусству.
В работе со своими малышами я использую различные виды хеппенинга :
- рисование пальчиками,
- рисование кулачком,
- рисование ладошкой,
- рисование на подносе (манка, цветной песок)
- рисование тычками, ватными палочками,
- оттиск печатками,
- рисование смятой бумагой.
Преподаватели могут добавлять к детским рисункам необходимые элементы (глаза, клюв, нос, лапы, руки и т. д. ,чтобы создать законченный образ и вызвать у детей чувства радости, удовольствия, наслаждения и уверенности.
При рисовании по методу Хеннинга, помимо гуаши, используйте свои пальчиковые краски. Рецепты предлагаются на экране. К рецепту также прилагается примечание.
Рецепт пальчиковых красок:
2 стакана воды,
1,5 стакана муки,
0,5 стакана соли,
4 столовые ложки подсолнечного масла.
Все ингредиенты смешать блендером. Густоту регулировать мукой. Если ребёнок не тянет краски в рот, то соль можно не добавлять.
Для придания разных цветов, используются пищевые красители.
Краски можно хранить в холодильнике до 2-х недель.
Для рисования использовать краски комнатной температуры, иначе не приятно будет трогать пальчиками холодные краски.
Сейчас я предлагаю вам попробовать метод хепенинга в действии. Приглашаю пройти за стол 5 участников.
Начнем с того, что нарисуем пальцами картинку. На вашем столе лежат силуэты различных предметов и бумага. Используйте их по своему усмотрению.
Кончиками пальцев можно рисовать точки, а брюшками пальцев- лепестки, листья, веточки, прямые и волнистые линии.
Можно также рисовать сцепленными пальцами. Соберите пальцы в пучок, обмакните их в краску и положите на лист. Дополните изображение необходимыми элементами. Для этого можно использовать кисть.
Уважаемые коллеги, посмотрите, пожалуйста, работы моих учеников на слайдах. Они украшали платья и тарелки, рисовали бусы, листья, звезды на небе и снежинки).
Рисуйте с закрытыми или полураскрытыми кулаками. Нарисуйте улиток ракушки, розы, бананы, радугу и т. д.
Выберите, как рисовать-с закрытыми или полуоткрытыми кулаками, и окуните кулаки в краску. Добавьте необходимые элементы для создания изображения.
Слайд-картинка.
Мальчикам нравится использовать метод рисования ладошкой. С помощью ладоней они могут з аполнять, рисовать,печатать,наслаждаться красками и создавать повествовательную картину любого а бстрактного объекта. Любую идею можно реализовать, изменив направление ладони и напечатав недостающие элементы. Ладонь руки с пальцами, направленными вниз,-на рисунке можно увидеть осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. Если нарисовать ладонь так, как будто рисуешь круг,можно нарисовать солнце и цветок.
Приготовьте большой лист бумаги и попробуйте рисовать ладонью.
А теперь попробуйте использовать палочки или ватныетампоны (одинили связку).Это может быть чистый лист бумаги или лист бумаги с нарисованным на нем контуром. Рисуя палочками, можно имитировать текстуру ворсистой поверхности. Можно рисовать снег,фейерверки,одуванчики,траву,облака, листья или заполнять готовые контуры (шаблоны)покепринтами.
Рисование на скомканной бумаге также основано на том же принципе,ч то и покепринтинг.
Существует и такая разновидность происходящего в детстве, как рисование на подносе. На подно свыкладывают манную крупу. Проводя пальцами по манке, можно рисовать геометрические фигуры, солнышки, цветы и т. д. Этот процесс стимулирует свободное мышление и воображение детей. У детей появляется желание познать себя,показать свое "я" другим, преодолеть препятствия и решить различные проблемы. В процессе работы активизируется умственное развитие, совершенствуется моторика (мелкие движения пальцев и кистей рук,зрительно-моторная координация, раскрывается творческий потенциал ребенка.
Занятия рисованием, не ограниченные традиционными техниками, помогают детям обрести уверенность в себе, развить положительные эмоции и получить удовольствие от качества своей работы.
Я считаю, что изобразительная деятельность-это самый интересный вид деятельности для детей дошкольного возраста. Ведь оно позволяет детям выразить в рисунках свои впечатления от окружающего мира, способствуя их общему развитию, раскрытию и совершенствованию творческих способностей.
Мой скромный опыт работы по изобразительной деятельности с детьми младшего возраста показал, что для развития художественно-творческих способностей недостаточно только традиционных подходов, необходимо использовать нетрадиционные методы и приемы.
Пусть творчество приносит радость Вам и Вашим детям!
Спасибо.