Анастасия Конова
Мастер-класс «Формы и методы работы с детьми по изучению родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Формы и методы работы с детьми по изучению родного края»
Цель: передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок.
Задачи:
1. Обобщить знания педагогов об этапах, формах и методах работы с детьми.
2. Совершенствовать знания педагогов в использовании методов и приёмов при работе по данной теме.
3. Обогатить педагогический инструментарий воспитателей играми по ознакомлению дошкольников с родным городом.
Этапы мастер-класса
1. Подготовительный этап:
Публикация «Мастер-класс „Формы и методы работы с детьми по изучению родного края“» размещена в разделах
- подготовка теоретического материала;
- подготовка открытого просмотра.
2. Основной этап:
- теоретическая часть;
- презентация педагогического опыта воспитателя, демонстрирующего свой опыт работы;
- открытый просмотр непосредственной образовательной деятельности.
3. Заключительный этап:
- анализ открытого просмотра;
- имитационная игра с участниками мастер-класса;
- выводы.
Основной этап
1. Теоретическая часть:
Старший воспитатель:
- «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» (Константин Паустовский).
- Уважаемые коллеги! Сегодня мы проведём мастер-класс на тему «Формы и методы работы с детьми по краеведению».
Цель нашего мастер-класса – передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок воспитателя нашего детского сада (ФИО).
Задачи: обобщить ваши знания о этапах, формах и методах работы с детьми; совершенствовать знания педагогов в использовании игровых методов и приёмов при работе по данной теме; обогатить педагогический инструментарий воспитателей играми по ознакомлению дошкольников с родным городом.
- Хочу ещё раз напомнить, что главной целью дошкольного краеведения является воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. Именно для достижения этой цели и осуществляется вся наша с вами деятельность по краеведению.
- Давайте вместе вспомним, какие методы и формы организации работы с детьми мы используем в своей работе? (специально организованные занятия; чтение художественной литературы, в том числе использование загадок, поговорок; экскурсии и целевые прогулки; решение проблемных ситуаций; тематические беседы; беседы; рассказ воспитателя, рассказ воспитателя из личного опыта, рассказы детей; рассматривание картин и иллюстраций; экспериментирование; использование символов, работа на листе бумаги (в тетрадях); наблюдения; опытная деятельность; организация игровой деятельности: дидактические и сюжетно-ролевые игры, настольные игры, тематические досуги и развлечения; проектная деятельность; просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач; оформление и использование книжек-самоделок, совместные действия и т. д.)
- Сегодня мы с вами поговорим о методах познавательного развития детей, которые условно делятся на четыре группы:
1. Методы, повышающие познавательное развитие (анализ, сравнение, повторение, метод моделирования вопросов).
2. Методы, повышающие эмоциональную активность (элементы новизны, создание игровой ситуации, сюрпризный момент, юмор, шутка, возможность увидеть перспективу).
3. Методы коррекции и уточнения представлений детей (повторение, упражнение, наблюдение, экспериментирование, опыты, ситуация выбора, воображаемая ситуация).
4. Методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности.
2. Презентация педагогического опыта воспитателя, демонстрирующего свой опыт работы (показ небольшой презентации о работе воспитателя (ФИО) с обоснованием основных идей эффективной педагогической технологии, с описанием достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпает свои разработки).
3. Открытый просмотр непосредственной образовательной деятельности.
«Город любимый, город родной»
Цели: продолжить формировать понятие «Родина», закрепить знание о родном городе, о людях его прославивших; учить узнавать знакомые места на фотографиях; прививать любовь к малой Родине, развивать связанную речь, логическое мышление.
Обогащение словаря: символика (герб, флаг, г. Мещовска).
Предварительная работа : экскурсии по городу, чтение стихов о родном городе, рассматривание фотографий, буклетов.
Материалы: фотографии современного города; герб, флаг г. Мещовска, фото старого города.
Ход занятия
Под музыку «Край родной навек любимый дети входят в зал. (Садятся)
«То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой,
Край родной навек любимый.
Где найдешь еще такой?»
Воспитатель: О чем поется в этой песне?
Дети: О родном крае, Родине.
Воспитатель: А что мы называем Родиной?
Дети: Место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья.
Воспитатель: Правильно! Место, где мы родились, и есть Родина. Мы любим наш дом, нам хорошо среди друзей. Недаром в народе говорится: «Везде хорошо, а дома лучше», «Своя земля и в горе мила».
Ребята, а вы знаете, в каком городе мы живем?
Дети: В Мещовске.
Воспитатель: А вы любите путешествовать? На каком виде транспорта можно отправиться в путь?
Дети: Пешком, на машине, самолете, паровозе.
Воспитатель: Да, путешествовать можно по-разному. А я вас приглашаю в необычное путешествие во времени по нашему городу. Ребята, а на чем можно путешествовать во времени?
Дети: Машина времени.
Воспитатель: Давайте с вами пофантазируем и попробуем построить машину времени из строительного материала. (выслушать предложения детей и из кубиков построить машину времени)
Ну, конечно, как у каждой машины, так и у нашей, должен быть пульт управления и экран. Я предлагаю использовать компьютер. Монитор – экран, клавиатура – пульт управления. (Дети рассаживаются вокруг компьютера)
Воспитатель: Дети, нам пора в путь, закройте глаза и представьте, что мы летим во времени. (Звучит музыка полета)
Ребята, посмотрите на экран, мы с вами оказались в старинном г. Мещовске. Ребята, представьте себе, какую музыку можно было услышать в старом Мещовске в воскресный день? (Звон колоколов)
В воскресный день утром по всему Мещовску звонили колокола, так как воскресенье считалось праздничным днем и многие жители города шли в церковь. Не будем и мы отходить от этой традиции. Давайте послушаем «Колокольный звон» и пофантазируем. (Слушаем звон)
Воспитатель: Дети, какое впечатление произвела эта музыка? (величие, пробуждение, торжественность, впечатление праздника)
- Что вы себе представляли, слушая звон колоколов? (колокола, колокольню, русский пейзаж)
Воспитатель: В Мещовске колокольный звон можно было услышать с колокольной церкви Благовещения. (рассматривание фото)
- На одной из этих фотографий изображен памятник архитектуры – собор Благовещения. Покажите его.
Воспитатель: Что вы знаете о соборе? Что можете рассказать?
Дети: Собор Благовещения – памятник архитектуры. Собор расположен в центре города. Особое внимание привлекает колокольня, на которой находятся часы (или как еще люди их называют «Мещовские куранты»).
Снизу часы кажутся маленькими, но на самом деле они очень большие. Стрелки часов более метров (фото, циферблат диаметром 2 м. 20 см.
Воспитатель: В верхней части часов есть бронзовая пластина с надписью: «Башенные часы на колокольне Мещовского Благовещенского собора в ходу с 26 сентября 1907 г. Устроены по завещанию на средства купца В. А. Чубыкина».
- Очень жаль, что в настоящее время мы не слышим бой часов над Мещовском.
- Ребята, какая есть главная площадь в г. Мещовске?
- Площадь имени Ленина. (2-3 фото)
Воспитатель: Покажите на фото площадь им. Ленина, что вы о ней знаете?
Дети: Главная площадь им. Ленина находится в центре города, где проводятся городские праздники. На ней находятся здания, кинотеатр «Мир», гостиница, здание педагогического колледжа, памятники Ленина и Эскадрилья «Мещовский колхозник». (фото площади)
Воспитатель: Раньше площадь использовалась как базарная, на ней были торговые ряды, лавки, огромные возовые весы. Тут же находилась деревянная вышка пожарного общества. Там, где сейчас находится гостиница, была кирпичная конюшня с каретным сараем. В центре площади был фонтан, теперь на его месте построен памятник Ленину. Такой была площадь города раньше.
Мы продолжаем наше путешествие и оказываемся в городском парке. (фото парка)
Давайте мы с вами выйдем из машины времени и представим, что мы гуляем по аллеям парка. Вы с родителями здесь наверняка были и катались на каруселях.
Игра
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два –
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Что вызнаете о городском парке г. Мещовска?
Дети: Он находится на окраине города, на берегу реки Туреи. В парке растут разнообразные деревья, есть детская площадка, лавочки для отдыха.
Воспитатель: (фото) Городской парк был заложен Н. А. Добромысловым, был посажен фруктовый сад, построен летний театр, фонтан. В 30-х годах сад вымерз, летний театр сгорел во время войны. Парк был и остается любимым местом отдыха горожан.
- В нашем городе жили знаменитые и известные люди. Кого из них вы знаете? (Город Мещовск – родина первой русской царицы Евдокии Стрешневой)
- Какие стихи В. Берестова вы знаете? (чтение стихотворения, «Городские часы»)
Сегодня мы с вами путешествовали по старому и современному городу Мещовску. А сейчас вас ждет сюрприз, если вы правильно ответите на вопросы викторины.
1. Что изображено на гербе г. Мещовска. Найдите его среди других гербов.
2. Мещовцы чтят и помнят тех, кто отдал жизнь за Родину. Назовите Мещовцев, героев Советского Союза.
3. Как называется наша область?
4. На какой улице находится наш детский сад?
5. Как называется река, на берегу которой находится город Мещовск?
- Вы справились с заданием, много знаете о своем городе и поэтому получаете приз.
- Мы путешествовали с вами и в прошлом, и в настоящем, а теперь давайте пофантазируем. Каким вы хотели бы видеть наш город в будущем? (дети рисуют город будущего)
Подведение итогов. Беседа по рисункам детей.
Заключительный этап
1. Анализ открытого просмотра:
- Определение основных методов и форм работы, которые демонстрировались:
• методы, повышающие познавательное развитие – рассматривание и сравнение старого и нового города, повторение знаний детей о городе, обращение к опыту детей;
• методы коррекции и уточнения представлений детей – ситуация выбора при работе с фотографиями площадей, воображаемая ситуация: попали в далёкое прошлое; экспериментирование: конструирование машины времени,
• методы, повышающие эмоциональную активность – элемент новизны: монитор компьютера – экран машины, вместо музыки – колокольный звон, сюрпризный момент, игровая ситуация.
• методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности.
- Определение основных форм работы :
• Беседа;
• Заочная экскурсия;
• Путешествие в прошлое;
• Рассматривание картин и фотографий;
• Рассказ воспитателя;
• Практическая деятельность;
• Коллективная деятельность;
• Игровая деятельность.
- Краткая характеристика обученности воспитанников: реальные учебные и воспитательные возможности детей, обоснование результатов диагностики, прогноз развития воспитанников.
- Интеграция образовательных областей, прослеживающаяся в ходе демонстрации открытого занятия:
«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в вопросах представлений о родном крае, городе, развитие познавательно-исследовательской деятельности, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения).
«Социально-коммуникативное развитие» (формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в обществе, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о роли труда в обществе).
«Речевое развитие» (развитие свободного общения с взрослыми и детьми в процессе совместной деятельности и получения знаний о родном крае, городе, использование художественных произведений местных поэтов).
«Художественно-эстетическое развитие» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления полученных знаний, воздействие на эмоциональную сферу детей через музыкально-художественную деятельность, приобщение к музыкальным традициям родного края).
«Физическое развитие» (накопление и обогащение двигательного опыта детей через развлечения на основе народных игр).
- Вопросы педагогу по изложенному материалу.
4. Имитационная игра с участниками мастер-класса.
5. Выводы: проведённый мастер-класс помог нам проследить интеграцию образовательных областей, методы и формы, используемые в работе с детьми по изучению родного края. Данное методическое мероприятие способствовало формированию ваших организационных умений. Ваш педагогический инструментарий обогатился играми, способствующими ознакомлению наших дошкольников с родным краем.