Ирина Зимирева
Мастер-класс для воспитателей «Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема мастер-класса «Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».
Цель: показать приемы и методы работы пальчикового театра
Задачи:
1 Передача опыта путем прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковый театр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2022
2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер- класса;
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с не сформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. В основе пальчикового театра — движения рук, сопровождающиеся рифмой, стихотворением, рассказом, сказкой. Это развивает мелкую моторику пальчиков, что активизирует деятельность головного мозга, в частности, речевых зон — исчезает монотонность, появляется красивая интонация, развивается фантазия. Ребенок при этом — и творец, и актер, и зритель. Это занятие интересное и полезное одновременно. Соединение этих свойств – золотое правило всех развивающих упражнений. Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид — монолог. Монологическая речь, как правило, является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог – произвольный вид речи и самостоятельно не формируется, а между тем он является одним из условий успешного обучения ребенка в школе, что особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. Из этого следует, что формирование связной монологической речи — одна из основных задач речевого развития дошкольников.
Одним из средств активизации речи можно назвать пальчиковый театр. Пальчиковый театр представляет собой вязаные фигурки-герои, которые надеваются на отдельный пальчик. Фигурками могут быть животные, неодушевлённые предметы, куклы, игрушки из сказок и детских стихов. Дети, одев такого персонажа на пальчик, могут поиграть. Пальчиковые герои помогают развивать монологическую и диалогическую речь у ребёнка, помогают обогащать словарный запас, дают возможность раскрыть актерские способности. Пальчиковый театр способствует : развитию речи, внимания, памяти. Формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл пальчикового театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Преимущества пальчикового театра :
- Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобиться при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.
- В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;
- Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат.
Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.
В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок, не сам исполняет роль какого - либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.
Пальчиковый театр можно использовать :
- для инсценирования русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и т. д.)
- для разыгрывания коротких диалогов («Лис и мышонок», «Медведь и лиса» и т. д.)
- для закрепления речевого материала, который изучался на занятии
Например: при изучении лексической темы «Дикие животные» разыгрывается сказка «Теремок» (где присутствуют дикие животные). Или например: при изучении лексической темы «Дом. Жилище» разыгрывается сказка «Три поросенка». Здесь же идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей.
Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.)
Способы изготовления пальчиковых кукол :
Игрушки в технике «Оригами»
Из бумаги и картона (конусные игрушки);
Из бумаги (плоские игрушки)
Из бумаги (папье-маше);
Из фетра или вискозных салфеток;
Вязаные игрушки.
Остановимся на изтовлении игрушек в разных техниках для пальчикового театра, которые можно изготовить своими руками
1. Игрушки в технике «Оригами»
Материалы и инструменты:
Бумага в форме квадрата
Порядок изготовления:
1) Сложите по схеме основу куклы.
2)Вырежьте и приклейте фигурке ушки, рожки, хвостик и т. д. (в зависимости от персонажа).
3)Раскрасьте и нарисуйте мордочку (или сделайте глазки и носик из цветной бумаги).
Игрушка готова.
2. Куклы из бумаги и картона (конусные игрушки)
Материалы и инструменты: Цветная бумага, картон, ножницы, клей-карандаш
Порядок изготовления:
1)Вырежьте детали игрушки по контуру
2)Склейте конус-туловище
3)Приклейте на конус-туловище остальные детали в соответствии с номером. Игрушка готова
3. Плоские фигурки выполняются из картона.
Материалы и инструменты: Цветная бумага, картон, хлопчатобумажная ткань, кусочки меха, пакля для волос и бороды, ножницы, клей-карандаш, клей ПВА.
А) 1)На картон переведите контур персонажа и вырежьте.
2)С изнаночной стороны фигурки наклейте ткань (продублируйте) для прочности и приклейте колечко из картона для пальца (колечко тоже оклейте тканью).
3)Лицевую сторону персонажа оформите аппликацией из лоскутков ткани, кусочков меха, ниток, выделяя наиболее выразительные детали персонажа (у кота в сапогах - шляпу с пером, сапоги; у Бармалея- лохматую бороду).
Б) «Танцующие пальцы» (ходилки). Материалы и инструменты: Лист картона, краски.
Порядок работы:
1)нарисуйте на листе картона фигурку.
2)Сделайте два отверстия для пальцев.
3)Вырежьте фигурку и, вставив пальцы в отверстия, «научите» её танцевать.
4. Куклы из бумаги (папье-маше) Материалы и инструменты: листы газеты, пластилин, клейстер, канцелярский нож, марля, краски, кисточка
Порядок работы:
1. Из пластилина вылепить заготовку будущей игрушки так, чтобы она надевалась на палец.
2. Сверху нанести слой кусочков газеты, смоченные водой.
3. Обклеить слои газеты с клейстером, чередуя слой белой бумаги, слой газетных листочков.
4. После высыхания заготовки, её разрезать. Вынуть пластилин и склеить обе половинки заготовки будущей игрушки.
5. «Промарлевать» игрушку для крепкости.
6. Заготовку прогрунтовать и расписать. Игрушка готова.
5. Пальчиковые куклы из фетра или вискозных салфеток.
Материалы и инструменты: цветной фетр или вискозные салфетки, нитки, иголки, ножницы,.крупный бисер или мелкие бусинки для глаз или можно просто глазки вышить, а на светлом фетре проставить точки водостойким маркером.
Порядок работы:
1. По выкройке раскроим тело и костюм куклы.
2. Сошьём по контуру тело и руки, костюм куклы швом «Вперёд иголка». Концы цилиндров-ручек соберем иголкой с ниткой швом «Через край». Один конец ручки пришьём к телу куклы около шеи, в другой - вставим ладошку, изготовленную в узелковой технике и закрепим иголкой с ниткой.
3. Декорируем лицо или мордочку игрушки бисером, или просто можно вышить.
6. Вязанные игрушки. Материалы и инструменты: пряжа для вязания (акриловая или хлопковая) различных цветов и оттенков; вязальный крючок (подбирается под толщину выбранной нитки);наполнитель для сказочного персонажа (обрезки синтепона, холлофайбера, силикона); глазки или бусинки для куклы;нитки и иголка для скрепления всех деталей.
Порядок работы:
Все игрушки вяжутся по одной схеме, отличаются только костюмы игрушек.
1. Свяжите колпачок, который будет надеваться на палец. В зависимости от выбранного персонажа подберите необходимые по цвету и фактуре пряжу.
2. Переходите к вязанию головы персонажа. Непосредственно перед сужением не забудьте наполнить полость синтепоном или холлофайбером. После завершения двенадцатого ряда постепенно начинайте убавлять вязание до трех петель, затем уберите вязальный крючок, затяните и закрепите. Концы нитей не обрезайте, они вам еще понадобятся для дальнейшего крепления.
3. Вывязывайте уши разных цветов. Затем попарно сшейте две детали, формируйте персонажа.
4. Костюм вывязывайте в зависимости от характера персонажа. Декорируйте.
Элементы декорации изготавливаются из картона и раскрашиваются гуашью, затем покрываются лаком. Устанавливаются на столе с помощью подставок из картона (как рамки для фотографий).
Сделав куклы и изготовив декорации мы приступаем к репетициям, отрабатывая связную речь
Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Благодарим вас за участие в мастер-классе!