Приложение МААМ

Мастер-класс для воспитателей «Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

Ирина Зимирева
Мастер-класс для воспитателей «Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема мастер-класса «Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».

Цель: показать приемы и методы работы пальчикового театра

Задачи:

1 Передача опыта путем прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

Темочки:

2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер- класса;

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с не сформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. В основе пальчикового театра — движения рук, сопровождающиеся рифмой, стихотворением, рассказом, сказкой. Это развивает мелкую моторику пальчиков, что активизирует деятельность головного мозга, в частности, речевых зон — исчезает монотонность, появляется красивая интонация, развивается фантазия. Ребенок при этом — и творец, и актер, и зритель. Это занятие интересное и полезное одновременно. Соединение этих свойств – золотое правило всех развивающих упражнений. Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид — монолог. Монологическая речь, как правило, является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог – произвольный вид речи и самостоятельно не формируется, а между тем он является одним из условий успешного обучения ребенка в школе, что особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. Из этого следует, что формирование связной монологической речи — одна из основных задач речевого развития дошкольников.

Одним из средств активизации речи можно назвать пальчиковый театр. Пальчиковый театр представляет собой вязаные фигурки-герои, которые надеваются на отдельный пальчик. Фигурками могут быть животные, неодушевлённые предметы, куклы, игрушки из сказок и детских стихов. Дети, одев такого персонажа на пальчик, могут поиграть. Пальчиковые герои помогают развивать монологическую и диалогическую речь у ребёнка, помогают обогащать словарный запас, дают возможность раскрыть актерские способности. Пальчиковый театр способствует : развитию речи, внимания, памяти. Формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл пальчикового театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Преимущества пальчикового театра :

- Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобиться при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.

- В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;

- Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат.

Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок, не сам исполняет роль какого - либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

Пальчиковый театр можно использовать :

- для инсценирования русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и т. д.)

- для разыгрывания коротких диалогов («Лис и мышонок», «Медведь и лиса» и т. д.)

- для закрепления речевого материала, который изучался на занятии

Например: при изучении лексической темы «Дикие животные» разыгрывается сказка «Теремок» (где присутствуют дикие животные). Или например: при изучении лексической темы «Дом. Жилище» разыгрывается сказка «Три поросенка». Здесь же идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей.

Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.)

Способы изготовления пальчиковых кукол :

Игрушки в технике «Оригами»

Из бумаги и картона (конусные игрушки);

Из бумаги (плоские игрушки)

Из бумаги (папье-маше);

Из фетра или вискозных салфеток;

Вязаные игрушки.

Остановимся на изтовлении игрушек в разных техниках для пальчикового театра, которые можно изготовить своими руками

1. Игрушки в технике «Оригами»

Материалы и инструменты:

Бумага в форме квадрата

Порядок изготовления:

1) Сложите по схеме основу куклы.

2)Вырежьте и приклейте фигурке ушки, рожки, хвостик и т. д. (в зависимости от персонажа).

3)Раскрасьте и нарисуйте мордочку (или сделайте глазки и носик из цветной бумаги).

Игрушка готова.

2. Куклы из бумаги и картона (конусные игрушки)

Материалы и инструменты: Цветная бумага, картон, ножницы, клей-карандаш

Порядок изготовления:

1)Вырежьте детали игрушки по контуру

2)Склейте конус-туловище

3)Приклейте на конус-туловище остальные детали в соответствии с номером. Игрушка готова

3. Плоские фигурки выполняются из картона.

Материалы и инструменты: Цветная бумага, картон, хлопчатобумажная ткань, кусочки меха, пакля для волос и бороды, ножницы, клей-карандаш, клей ПВА.

А) 1)На картон переведите контур персонажа и вырежьте.

2)С изнаночной стороны фигурки наклейте ткань (продублируйте) для прочности и приклейте колечко из картона для пальца (колечко тоже оклейте тканью).

3)Лицевую сторону персонажа оформите аппликацией из лоскутков ткани, кусочков меха, ниток, выделяя наиболее выразительные детали персонажа (у кота в сапогах - шляпу с пером, сапоги; у Бармалея- лохматую бороду).

Б) «Танцующие пальцы» (ходилки). Материалы и инструменты: Лист картона, краски.

Порядок работы:

1)нарисуйте на листе картона фигурку.

2)Сделайте два отверстия для пальцев.

3)Вырежьте фигурку и, вставив пальцы в отверстия, «научите» её танцевать.

4. Куклы из бумаги (папье-маше) Материалы и инструменты: листы газеты, пластилин, клейстер, канцелярский нож, марля, краски, кисточка

Порядок работы:

1. Из пластилина вылепить заготовку будущей игрушки так, чтобы она надевалась на палец.

2. Сверху нанести слой кусочков газеты, смоченные водой.

3. Обклеить слои газеты с клейстером, чередуя слой белой бумаги, слой газетных листочков.

4. После высыхания заготовки, её разрезать. Вынуть пластилин и склеить обе половинки заготовки будущей игрушки.

5. «Промарлевать» игрушку для крепкости.

6. Заготовку прогрунтовать и расписать. Игрушка готова.

5. Пальчиковые куклы из фетра или вискозных салфеток.

Материалы и инструменты: цветной фетр или вискозные салфетки, нитки, иголки, ножницы,.крупный бисер или мелкие бусинки для глаз или можно просто глазки вышить, а на светлом фетре проставить точки водостойким маркером.

Порядок работы:

1. По выкройке раскроим тело и костюм куклы.

2. Сошьём по контуру тело и руки, костюм куклы швом «Вперёд иголка». Концы цилиндров-ручек соберем иголкой с ниткой швом «Через край». Один конец ручки пришьём к телу куклы около шеи, в другой - вставим ладошку, изготовленную в узелковой технике и закрепим иголкой с ниткой.

3. Декорируем лицо или мордочку игрушки бисером, или просто можно вышить.

6. Вязанные игрушки. Материалы и инструменты: пряжа для вязания (акриловая или хлопковая) различных цветов и оттенков; вязальный крючок (подбирается под толщину выбранной нитки);наполнитель для сказочного персонажа (обрезки синтепона, холлофайбера, силикона); глазки или бусинки для куклы;нитки и иголка для скрепления всех деталей.

Порядок работы:

Все игрушки вяжутся по одной схеме, отличаются только костюмы игрушек.

1. Свяжите колпачок, который будет надеваться на палец. В зависимости от выбранного персонажа подберите необходимые по цвету и фактуре пряжу.

2. Переходите к вязанию головы персонажа. Непосредственно перед сужением не забудьте наполнить полость синтепоном или холлофайбером. После завершения двенадцатого ряда постепенно начинайте убавлять вязание до трех петель, затем уберите вязальный крючок, затяните и закрепите. Концы нитей не обрезайте, они вам еще понадобятся для дальнейшего крепления.

3. Вывязывайте уши разных цветов. Затем попарно сшейте две детали, формируйте персонажа.

4. Костюм вывязывайте в зависимости от характера персонажа. Декорируйте.

Элементы декорации изготавливаются из картона и раскрашиваются гуашью, затем покрываются лаком. Устанавливаются на столе с помощью подставок из картона (как рамки для фотографий).

Сделав куклы и изготовив декорации мы приступаем к репетициям, отрабатывая связную речь

Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Благодарим вас за участие в мастер-классе!

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Пальчиковый театр как средство развития речи»Консультация для родителей «Пальчиковый театр как средство развития речи» На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Ученые М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина подтвердили.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Мастер-класс для воспитателей «Чудо-пальчики. Нетрадиционное средство развития речи — Су Джок терапия» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Вступление -Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Скажите громко и хором, друзья, Помочь.

Мастер-класс пальчиковый театр «Наши сказки о животных» для детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс пальчиковый театр «Наши сказки о животных» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 апреля 2022 в 19:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Зимирева (УИ 2225328) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД