каткова
Мастер-класс для воспитателей «Музыкально-ритмическая мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей
Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.
Муз. рук: Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.
(Все участники разделены на 3 условные группы (обозначение - нотки, различные по цвету: красные, желтые, синие)
Команда красных ноток
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Музыкально-ритмическая мозаика“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Муз. рук. : Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом
Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»
Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже»; «Улыбка» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках, кубиках и с помощью ладошек. Предлагается зрителям назвать песню.
А команда красных ноток должна ответить, что развивает у дошкольника такое упражнение.
Предполагаемый ответ. : Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.
Ритмическая игра «Звучащие жесты»
Муз. рук. :
Зазвучали жесты наши,
А ведь так бывает координацию движений,
Ритм в упражнениях развиваем.
Звучит полька «Добрый жук».
Участники, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты:
а)хлопок;
б)шлепок по коленям;
в)притоп;
г)два пальчика над головой.
Команда должна ответить, что развивает у дошкольника такое упражнение.
Предполагаемый ответ. : У детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений,
Команда желтых ноток
Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)
Муз. рук. :
Если только свяжем мы музыку и слово,
Захотим учить стихи снова мы и снова.
Вы научитесь читать их с чувством, выражением.
Впереди у вас друзья, море достижений.
Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь»
Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)
Подпевали половицы - «Нам не спится, нам не спится!», (кастаньеты)
Ставни черные дрожали и окошки дребезжали, (звенит колокольчик)
И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок. (свистулька)
! Команда должна ответить, какие навыки совершенствуются с помощью поэтического музицирования.
Предполагаемый ответ : Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом,
динамикой,развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам, наличие во всех, упражнениях элементов творчества.
Театр пантомимы Упражнение «Сказочные человечки»
Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая :
А)деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами - на шарнирах;
Б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся, разбиться»;
В) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;
Г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.
! Команда должна ответить, что данное упражнение помогает развивать у детей
Предполагаемый ответ: Развивает умение перевоплощения, раскрепощает, развивает фантазию, позволяет даже робкому ребенку проявить себя.
Команда зеленых ноток
Поем молча. Упражнение «Испорченная пластинка»
Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками
Нечетная строка поется вслух, четная про себя.
В траве сидел кузнечик, вслух
В траве сидел кузнечик, про себя с хлопками
Совсем как огуречик вслух
Зелененький он был. про себя с хлопками
Представьте себе, представьте себе вслух
Совсем как огуречик. про себя с хлопками
Представьте себе, представьте себе вслух
Зелененький он был. про себя с хлопками
! Команда должна ответить, что данное упражнение помогает развивать у детей
Предполагаемый ответ: Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
Игровой массаж (Провести со своей командой)
1- я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"
2- я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"
3- я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"
4- я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"
5- я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"
6- я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"
7- я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"
Заканчивая массаж, говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.
! Команда должна ответить, чему способствует данное упражнение.
Предполагаемый ответ: влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма тоже проводится на музыкальных занятиях. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Например:
Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно- ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:
"Кошка"
Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним
15. Релакс (упражнение для синих ноток)
Муз. рук. : Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. Сначала все нити натянуты: "куклы"стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. И вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины,коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, мягко опустилась на пол).
Упражнение "Куклы-марионетки"
Участники — кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.
Муз. рук. : Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и валяться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша
1. Танцтерапия (для участников с фиолетовыми нотками)
Автобус».
Муз. рук. : Звуки мы изображаем с помощью движений.
Исполняем и творим с большим воодушевлением.
муз. рук. : Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, доверия в процессе работы.
Рефлексия. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Психотерапевтическое воздействие основано в создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, доверия в процессе заботы.
Наша память сохраняет 5% из того, что мы слышим
5% из того, что мы видим, 90% из того, что мы делаем
просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.
Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"