Приложение МААМ

Мастер-класс для воспитателей «Дидактические игры как средство развития речи детей»

Анджела Рахматулина
Мастер-класс для воспитателей «Дидактические игры как средство развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс для воспитателей «Дидактические игры как средство вразвития речи детей»

Цель: совершенствование игровых методов и приемов в речевом развитии дошкольников.

Задачи:

Повышать уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Дидактические игры как средство развития речи детей“» размещена в разделах

Познакомить воспитателей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

Способствовать получению практических навыков по их применению в работе с детьми

Ход мастер – класса :

Уважаемые коллеги, как вы знаете - развитие речи детей дошкольного возраста - одна из важнейших задач воспитания в детском саду.

Развитие речи не является процессом последовательного и изолированного формирования отдельных ее компонентов, а есть процесс поэтапного развития всей системы средств общения. На каждом этапе речевого развития имеются свой звуковой строй речи, грамматический и словарный запас, которые реализуются в разной степени сложности высказываниях, с той или иной коммуникативной или познавательной целью. Поэтому работу над речью следует проводить в тесной связи с предметно – практической игровой деятельностью ребенка, являющейся стимулом развития речи.

Игры и упражнения по развитию речи имеют важное значение, при формировании правильной речи детей.

Как известно, что игра является эффективным средством при развитии и формирования речи детей. Признавая влияние игры на развитие всесторонне развитой личности ребенка, многие педагоги и психологи подчеркивали, что возможность играть для детей важна.

Для речевого развития детей в своей работе использую следующие виды дидактических игр :

1. Игры с предметами – здесь используются игрушки, любые подручные предметы. Цель – научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать (и рассказать, какие функции он может выполнять.

2. Настольные – проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем. Ребенок учится подбирать парные рисунки, запоминать спрятанные, узнает счет и абстрактные понятия (лото, детское домино);

3. В словесных играх – не использует других инструментов, кроме речи. Они строятся на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому.

Я хочу предложить вам дидактические игры, которые использую в работе со своими детьми. Важным моментом при использовании этих игр будет включение в работу тех детей, уровень речевого развития которых ниже поставленной задачи.

Игра «Найди и назови что такого же цвета»

Цель игры : учить детей использовать в своей речи прилагательные; согласовывать существительные и прилагательные, развивать словарный запас детей.

Оборудование: цветные карточки, картинки с изображением знакомых ребенку предметов.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям цветную карточку (например – зеленую) и просит назвать цвет карточки и найти на предметных картинках все зеленые предметы и объяснить свой выбор.

Дети называют цвет карточки, который показал воспитатель, а затем находят на картинках все зеленые предметы, показывают их и называют.

Вместе с взрослым проговаривает словосочетания.

Примерные ответы детей :

Зеленая шляпа;

Зеленый огурец;

Зеленая елка;

Зеленое яблоко; и т д

Игра «Что из чего?»

Цель игры : овладение умением употреблять относительные прилагательные,

умения их образовывать, обогащение словарного запаса, развитие памяти,

мышления, внимания.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Перед началом игры ребенку следует напомнить о том, что если

предмет сделан из дерева, то он деревянный, из железа, то он железный, из стекла, то он стеклянный и т. д. Затем, взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «Если сапоги из кожи, то они.», а ребенок, возвращая мяч, должен ответить: «Сапоги из кожи – кожаные».

Например:

варежки из шерсти – шерстяные варежки;

ключ из стали – стальной ключ;

пальто из драпа – драповое пальто;

ведро из меди – медное ведро;

игрушка из плюша – плюшевая игрушка;

ваза из хрусталя – хрустальная ваза и т. д.

Игра «Что я знаю о профессиях?»

Цель игры : обучение составлению предложений о людях знакомых профессий, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, внимания.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей различных

профессий: шофер, повар, учитель, строитель, врач и т. д.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки и предлагает ему составить предложение о человеке этой профессии.

Например: «Врач лечит детей»,

«Повар варит суп»,

«Учитель учит детей»

Игра «Эхо»

Цель: учить детей не искажать и в точности производить звукосочетание, развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель рассказывает детям, что означает слово «эхо»

Ребята, в греческой мифологии эхо означает нимфа. По легенде в наказание за ее болтливость она потеряла способность говорить и могла лишь повторять окончания чужих слов. Еще одна легенда гласит, из-за безответной любви к Нарциссу, она так иссохла, что стала невидимой и сохранила только свой голос. Но это все сказочные объяснения, на самом деле эхо – это звуковая волна, отраженная от какого - нибудь препятствия. Обычно эхо мы можем услышать в горах.

Предлагаю вам поиграть в игру эхо. Для этого надо разделится на две группы: одна группа – путники в горах, а другая – эхо.

Путники гуськом, друг за другом путешествуют по комнате и по очереди, соблюдая паузы, произносят разные звуки, звукосочетания – «ау –у-у-у», «тр-р-р-р».

Вторая группа, спрятавшись по углам комнаты, старается воспроизвести как можно точнее услышанное.

Воспитатель регулирует очередность произносимых звуков, т. е. показать кто и когда должен произнести свой звук.

Игра «Кто как кричит?»

Цель: учить детей употреблять в речи глаголы, образованных от звукоподражаний. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат.

Ход игры : Воспитатель показывает детям картинки с изображением птиц и животных и спрашивает, кто из детей видел и знает этих птиц и животных.

Дети рассматривают картинки и рассказывают, как называются эти птицы и животные.

Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им показать, как гогочет гусенок, крякает утенок, хрюкает поросенок и т. д. Просит детей изобразить, как подает голос козленок – громко, тихо.

Игра «Живые слова»

Цель: учить детей высказываться, рассуждать, произвольно строить простые предложения.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям поиграть в «Живые слова». Называет предложение, например – серый кот. Один ребенок представляет слово – кот (держит картинку, с изображением кота, другой ребенок – слово – серый (держит картинку со словом серый, становится рядом. Другие дети прочитывают слово – кот серый. Если поменять слова местами и прочитать, получится - серый кот. Можно заменить слово серый на слово - спит и прочитать с детьми, что получилось: кот спит.

Таким образом, дети составляют и читают простые предложения : кот серый, кот спит, серый кот спит.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Например: воспитатель бросает мяч и говорит - ночь, ребенок, бросая мяч воспитателю, отвечает – день.

Примерные слова – антонимы:

Далеко – близко;

Светло – темно;

Добрый – злой;

Высоко – низко;

Толстый – тонкий;

Быстро – медленно;

Хорошо – плохо;

Большой – маленький;

Правда – ложь;

Легко – тяжело;

Игровое упражнение: «Закончи сам»

Цель игры : развитие у детей воображения, сказочной речи.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям

дается задание продолжить или придумать концовку

Игра «Назови предметы»

Цель игры : овладение умением согласовывать прилагательные с

существительными.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей.

Игроки договариваются называть предметы одного цвета или размера, которые находятся вокруг, но не рядом. Предметы нужно называть вместе с их признаком, например, желтый цветок, зеленый мяч и т. д.

Игра «Что это?»

Цель игры : закрепление в речи детей обобщающих понятий, расширение

словарного запаса.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый называет любой предмет

и бросает мяч одному из детей. Тот ребенок, который его поймал, должен вернуть его взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет. Например, яблоко – фрукт, юбка – одежда, стакан –

посуда, мотоцикл – транспорт, туфли – обувь и т. д.

Игра «Назови ласковым словом»

Цель игры : закрепление умения образовывать существительные в

уменьшительно-ласкательной форме, обогащение словарного запаса, развитие

ловкости и быстроты реакции. Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, называя любое существительное.

Малыш, возвращая мяч, должен назвать это слово в уменьшительно-

ласкательной форме.

Например:

мяч – мячик;

стол – столик;

ключ – ключик;

шар – шарик;

кукла – куколка;

Игра «Кто больше назовет?»

Цель: закрепить тематический словарь.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям назвать слова, которые обозначают предметы групповой комнаты. Взрослый объясняет детям, что одни предметы, которые нас окружают, могут двигаться, дышать и расти. Это одушевленные, или живые, предметы, они отвечают на вопрос «Кто?». Другие предметы — неподвижные, никаких действий они сами не совершают. Это неодушевленные, или неживые, предметы, они отвечают на вопрос «Что?».

Побеждает тот, кто назовет больше слов.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям.

Публикации по теме:

Дидактические игры для обучения грамоте и развития речиДидактические игры для обучения грамоте и развития речи Хочу поделиться с вами некоторыми дидактическими играми для обучения грамоте и развития речи: а) Игра "Волшебные часы" (Цель: учить детей.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Дидактические игры и задания для развития речиДидактические игры и задания для развития речи Дидактические игры и задания для развития речи. Одной из главных задач стоящих перед воспитателем научить ребенка правильно и четко произносить.

Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы»Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы» Давным-давно известно, что "Ум находится на кончиках пальцев" (В. А. Сухомлинский). Также много сказано, о зависимости уровня развития речи.

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ель мастер – класса: презентация дидактических игр на развитие интеллектуального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации.

Мастер-класс для воспитателей «Чудо-пальчики. Нетрадиционное средство развития речи — Су Джок терапия» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Вступление -Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Скажите громко и хором, друзья, Помочь.

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционное рисование мятой бумагой как средство развития творческих способностей» Цель: - расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования (рисование мятой бумагой). Задачи: - познакомить со специальными.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Дидактические игры как средство развития речи детей»
Опубликовано: 19 января 2022 в 15:29
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Дидактические игры как средство развития речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Анджела Рахматулина (УИ 538869) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД