Анджела Рахматулина
Мастер-класс для воспитателей «Дидактические игры как средство развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для воспитателей «Дидактические игры как средство вразвития речи детей»
Цель: совершенствование игровых методов и приемов в речевом развитии дошкольников.
Задачи:
Повышать уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Дидактические игры как средство развития речи детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Познакомить воспитателей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
Способствовать получению практических навыков по их применению в работе с детьми
Ход мастер – класса :
Уважаемые коллеги, как вы знаете - развитие речи детей дошкольного возраста - одна из важнейших задач воспитания в детском саду.
Развитие речи не является процессом последовательного и изолированного формирования отдельных ее компонентов, а есть процесс поэтапного развития всей системы средств общения. На каждом этапе речевого развития имеются свой звуковой строй речи, грамматический и словарный запас, которые реализуются в разной степени сложности высказываниях, с той или иной коммуникативной или познавательной целью. Поэтому работу над речью следует проводить в тесной связи с предметно – практической игровой деятельностью ребенка, являющейся стимулом развития речи.
Игры и упражнения по развитию речи имеют важное значение, при формировании правильной речи детей.
Как известно, что игра является эффективным средством при развитии и формирования речи детей. Признавая влияние игры на развитие всесторонне развитой личности ребенка, многие педагоги и психологи подчеркивали, что возможность играть для детей важна.
Для речевого развития детей в своей работе использую следующие виды дидактических игр :
1. Игры с предметами – здесь используются игрушки, любые подручные предметы. Цель – научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать (и рассказать, какие функции он может выполнять.
2. Настольные – проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем. Ребенок учится подбирать парные рисунки, запоминать спрятанные, узнает счет и абстрактные понятия (лото, детское домино);
3. В словесных играх – не использует других инструментов, кроме речи. Они строятся на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому.
Я хочу предложить вам дидактические игры, которые использую в работе со своими детьми. Важным моментом при использовании этих игр будет включение в работу тех детей, уровень речевого развития которых ниже поставленной задачи.
Игра «Найди и назови что такого же цвета»
Цель игры : учить детей использовать в своей речи прилагательные; согласовывать существительные и прилагательные, развивать словарный запас детей.
Оборудование: цветные карточки, картинки с изображением знакомых ребенку предметов.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям цветную карточку (например – зеленую) и просит назвать цвет карточки и найти на предметных картинках все зеленые предметы и объяснить свой выбор.
Дети называют цвет карточки, который показал воспитатель, а затем находят на картинках все зеленые предметы, показывают их и называют.
Вместе с взрослым проговаривает словосочетания.
Примерные ответы детей :
Зеленая шляпа;
Зеленый огурец;
Зеленая елка;
Зеленое яблоко; и т д
Игра «Что из чего?»
Цель игры : овладение умением употреблять относительные прилагательные,
умения их образовывать, обогащение словарного запаса, развитие памяти,
мышления, внимания.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Перед началом игры ребенку следует напомнить о том, что если
предмет сделан из дерева, то он деревянный, из железа, то он железный, из стекла, то он стеклянный и т. д. Затем, взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «Если сапоги из кожи, то они.», а ребенок, возвращая мяч, должен ответить: «Сапоги из кожи – кожаные».
Например:
варежки из шерсти – шерстяные варежки;
ключ из стали – стальной ключ;
пальто из драпа – драповое пальто;
ведро из меди – медное ведро;
игрушка из плюша – плюшевая игрушка;
ваза из хрусталя – хрустальная ваза и т. д.
Игра «Что я знаю о профессиях?»
Цель игры : обучение составлению предложений о людях знакомых профессий, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, внимания.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей различных
профессий: шофер, повар, учитель, строитель, врач и т. д.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки и предлагает ему составить предложение о человеке этой профессии.
Например: «Врач лечит детей»,
«Повар варит суп»,
«Учитель учит детей»
Игра «Эхо»
Цель: учить детей не искажать и в точности производить звукосочетание, развивать внимание.
Ход игры : Воспитатель рассказывает детям, что означает слово «эхо»
Ребята, в греческой мифологии эхо означает нимфа. По легенде в наказание за ее болтливость она потеряла способность говорить и могла лишь повторять окончания чужих слов. Еще одна легенда гласит, из-за безответной любви к Нарциссу, она так иссохла, что стала невидимой и сохранила только свой голос. Но это все сказочные объяснения, на самом деле эхо – это звуковая волна, отраженная от какого - нибудь препятствия. Обычно эхо мы можем услышать в горах.
Предлагаю вам поиграть в игру эхо. Для этого надо разделится на две группы: одна группа – путники в горах, а другая – эхо.
Путники гуськом, друг за другом путешествуют по комнате и по очереди, соблюдая паузы, произносят разные звуки, звукосочетания – «ау –у-у-у», «тр-р-р-р».
Вторая группа, спрятавшись по углам комнаты, старается воспроизвести как можно точнее услышанное.
Воспитатель регулирует очередность произносимых звуков, т. е. показать кто и когда должен произнести свой звук.
Игра «Кто как кричит?»
Цель: учить детей употреблять в речи глаголы, образованных от звукоподражаний. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат.
Ход игры : Воспитатель показывает детям картинки с изображением птиц и животных и спрашивает, кто из детей видел и знает этих птиц и животных.
Дети рассматривают картинки и рассказывают, как называются эти птицы и животные.
Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им показать, как гогочет гусенок, крякает утенок, хрюкает поросенок и т. д. Просит детей изобразить, как подает голос козленок – громко, тихо.
Игра «Живые слова»
Цель: учить детей высказываться, рассуждать, произвольно строить простые предложения.
Ход занятия: Воспитатель предлагает детям поиграть в «Живые слова». Называет предложение, например – серый кот. Один ребенок представляет слово – кот (держит картинку, с изображением кота, другой ребенок – слово – серый (держит картинку со словом серый, становится рядом. Другие дети прочитывают слово – кот серый. Если поменять слова местами и прочитать, получится - серый кот. Можно заменить слово серый на слово - спит и прочитать с детьми, что получилось: кот спит.
Таким образом, дети составляют и читают простые предложения : кот серый, кот спит, серый кот спит.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Например: воспитатель бросает мяч и говорит - ночь, ребенок, бросая мяч воспитателю, отвечает – день.
Примерные слова – антонимы:
Далеко – близко;
Светло – темно;
Добрый – злой;
Высоко – низко;
Толстый – тонкий;
Быстро – медленно;
Хорошо – плохо;
Большой – маленький;
Правда – ложь;
Легко – тяжело;
Игровое упражнение: «Закончи сам»
Цель игры : развитие у детей воображения, сказочной речи.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям
дается задание продолжить или придумать концовку
Игра «Назови предметы»
Цель игры : овладение умением согласовывать прилагательные с
существительными.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей.
Игроки договариваются называть предметы одного цвета или размера, которые находятся вокруг, но не рядом. Предметы нужно называть вместе с их признаком, например, желтый цветок, зеленый мяч и т. д.
Игра «Что это?»
Цель игры : закрепление в речи детей обобщающих понятий, расширение
словарного запаса.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый называет любой предмет
и бросает мяч одному из детей. Тот ребенок, который его поймал, должен вернуть его взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет. Например, яблоко – фрукт, юбка – одежда, стакан –
посуда, мотоцикл – транспорт, туфли – обувь и т. д.
Игра «Назови ласковым словом»
Цель игры : закрепление умения образовывать существительные в
уменьшительно-ласкательной форме, обогащение словарного запаса, развитие
ловкости и быстроты реакции. Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, называя любое существительное.
Малыш, возвращая мяч, должен назвать это слово в уменьшительно-
ласкательной форме.
Например:
мяч – мячик;
стол – столик;
ключ – ключик;
шар – шарик;
кукла – куколка;
Игра «Кто больше назовет?»
Цель: закрепить тематический словарь.
Ход игры : Воспитатель предлагает детям назвать слова, которые обозначают предметы групповой комнаты. Взрослый объясняет детям, что одни предметы, которые нас окружают, могут двигаться, дышать и расти. Это одушевленные, или живые, предметы, они отвечают на вопрос «Кто?». Другие предметы — неподвижные, никаких действий они сами не совершают. Это неодушевленные, или неживые, предметы, они отвечают на вопрос «Что?».
Побеждает тот, кто назовет больше слов.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям.