Любовь Сеидова
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Основные этапы работы над образом»
▼ Скачать + Заказать документы
«Основные этапы работы над образом»
Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деятельности : музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной и в развитии речи. Благодаря этому материал может быть использован педагогами, занимающимися различными тематическими направлениями.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей детского сада „Основные этапы работы над образом“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Актуальность
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В этом аспекте актуально проведение мастер-класса.
Цели мастер-класса :
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников.
2. Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
3. Систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста;
4. Демонстрация методов и приёмов работы над образом в театрализации.
Задачи:
1. Пробудить интерес к театральному творчеству, сформировать мотивы обучения основам сценического искусства
2. Учить распознавать атмосферу события, места, времени; уметь вживаться в эту атмосферу.
3. Стимулировать к поиску выразительных средств для создания образа, используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций.
4. Формировать умения по средствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать своё
5. Формировать навыки импровизации.
6. Поощрение инициативы при создании образа
Ход мастер-класса :
Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы. Перед вами схема на которой указаны этапы, приемы, и методы лишь одного аспекта театральной деятельности. Чтобы познакомиться со всеми, понадобится не мастер - класс, а целый обучающий курс. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необходимые, для работы воспитателя Д/С
Сегодня мы поговорим о таком аспекте театрализованной деятельности:
этапы работы над образом персонажа.
Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж -Лисицу, и разберём основные этапы работы над образом этого героя
I "Первый этап - Определение характера образа.
Его задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему.
И так мы взяли образ лисы. Наша задача показать многогранность этого образа, показать, что лиса может быть разной в зависимости от предлагаемых обстоятельств и целей, которые она преследует. Для этого лучше всего использовать метод "Начитывание контрастных отрывков" из худ. произведений о этом герое.
В наше время, мы имеем возможность не только прочитать отрывки, но и показать детям эпизоды из художественных или мультипликационных фильмов
Для примера покажем детям отрывок из кинофильма «Буратино», где Алиса и Базилио делят деньги, отнятые у Буратино. Дети наблюдают как Лиса Алиса, с целью завладеть всеми монетами, сначала бессовестно пытается запутать и обмануть «друга», но поняв, что это ей не удалось, вступает с ним в жестокую драку, в которой «приятели» безжалостно избивают друг друга.
Для контраста показываем отрывок, из детского спектакля, где лисичка – сестричка, включив все своё обаяние, поет песенку о том, как обидно, что зайчата боятся её и не хотят с ней дружить, ведь она пришла, чтобы поиграть с ними. Но когда, поверившие ей малыши выглядывают из своих укрытий, она ловит их, что бы съесть
После просмотра, дети дают характеристику увиденным поступкам обеих лисиц, таким образом выделяя их основные черты.
Давайте и мы поговорим об этом
1. Какой предстала перед вами лиса Алиса? Какие поступки она совершала? (дралась - значит она агрессивная, злая, жестокая, безжалостная; обманывала - хитрая, лживая; Хотела все монеты забрать себе - жадная, корыстная, алчная; обманывала самого близкого ей друга - не умеет дружить, любит только себя;)
2. Какую вы увидели лисичку-сестричку? Какой поступок она совершала?
(пела и очень старалась всем понравиться)
3. Какой она была, когда хотела всем понравиться?
(красивая, добрая, ласковая, обаятельная, дружелюбная)
4. Она на самом деле хотела дружить с зайчатами? (хотела их съесть)
5. Значит какой поступок она совершала?
(притворялась добренькой - двуличная; обманывала всех - хитрая, лживая, притворщица и т. д.)
Итак, дети увидели два совершенно разных образа лисы :
В первом случае - это хищница: агрессивная, жестокая, алчная, идущая на пролом для достижения своей цели.
Вторая лиса - притворщица. Для достижения своей цели она предстаёт обаятельной, ласковой, добродушной, наивной. Её цель - усыпить бдительность окружающих, заставить их поверить ей, и уж тогда показать всем свою сущность.
Вывод: Таким образом, с помощью приема «Начитывания контрастных отрывков», сравнивая два контрастных персонажа, ваши дети без труда составляют обобщенный образ лисицы : Лиса в сказках – это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё - будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие.
II. Второй этап - работа над мимикой.
Его задача - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики. Остановимся подробнее на приёме «Работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние».
Давайте разделимся на 2 подгруппы: "Лиса Алиса" и "Лисичка-сестричка", Перед вами ряд иллюстраций с изображением детей в различных эмоциональных состояниях. Выберете те иллюстрации, на которых мимика этих детей подходит к образу вашего персонажа, аргументируйте ваш выбор и изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего персонажа. (Выполнение задания слушателями.)
Вывод: Таким образом, мы видим, что приём "Работа с иллюстрациями"даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное состояние.
III. Третий этап - работа над жестом и движением.
Его задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа. Решить эту задачу нам поможет игровой метод ПФД (память физических действий).
«Запоминание физических действии»
Используем игру "Повторяйка". Для её проведения приглашаю четырёх человек из подгруппы лисы Алисы
Правила игры: первый участник показывает одно движение, присущее Лисе Алисе, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ. Затем упражнение повторяет вторая подгруппа (образ лисички - сестрички)
Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей, и созданию образа через жест и движения: "жест - образ".
IV. Четвёртый этап - работа над голосом.
Его задача - эмоциональная окраска речи персонажа. Здесь нам поможет прием -"Интонационная выразительность",
Задание для первой подгруппы - проговорить фразу Лисички-сестрички "Где вы, зайчики? Я хочу с вами поиграть!". Задание для второй подгруппы - проговорить фразу Лисы Алисы: "Вот они мои денежки. Ладно, давай делить". Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние изображено на вашей картинке
Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.
Вывод. : Таким образом, с помощью приёма "Интонационная выразительность" ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.
V. Пятый этап - Этюды
Его задача - применить изученные методы и приёмы на практике. Используем прием Инсценирование диалогов: Детям предлагают обыграть короткие диалоги других лис с персонажами героев из других сказок. Проговаривая тексты диалогов, необходимо помнить о эмоциональном состоянии лисицы в данный момент, о мимике, жестах и движениях, о эмоциональной окраске голоса.
Тексты диалогов:
1.
Медведь - Лиса:.
Пошел медведь к избушке и зарычал:
• Ступай, лиса, вон!
А она ему с печи:
• Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
2.
Петух-Лиса:
Петух:
Ку-ка-ре-ку! Иду, на ногах в красных сапогах.
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи - пошла лиса вон с печи!
Лиса:
- Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю.
Петенька, голубчик, уже убегаю!
3.
Волк - лиса
Волк:
• Ловись, рыбка, и мала и велика,
Ловись, рыбка, и мала и велика!
Лисица:
• Гасни, гасни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!
' Волк:
• Что ты там, кума, все говоришь?
Лиса:
• А я тебе помогаю, рыбку на хвост нагоняю.
А сама опять:
• Гасни, гасни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!
4.
Лиса - Колобок
Лисица:
Здравствуй, милый Колобочек, Ты куда спешишь, дружочек?
Колобок:i
Я - Колобок, от всех ушёл, и от тебя убегу
Лисица:
Ах, совсем глуха, я стала. Сядь ко мне на язычок, да пропой еще разок
Заяц: Колобок, не вздумай сесть, она хочет тебя съесть!
Лиса: Значит храбрым стал совсем! Ну теперь обоих съем!
Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся:
• артикуляционная гимнастика;
• упражнения на дыхание, дикцию, силу голоса;
• психогимнастика;
• упражнение на ритмопластику.
Эти упражнения просто необходимо включать, как часть занятия, в другие виды образовательной деятельности. Они способствуют развитию ассоциативно-образного мышления; развитию речевого и опорно - двигательного аппаратов; выполнение игровых заданий, в образах животных и персонажей из сказок, помогают лучше овладевать своим телом; Театральные игры формируют нравственные и эстетические позиции; Дети становятся раскрепощеннее, контактнее, учатся четко формулировать свои мысли. Тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Следовательно, чрезвычайно важно создавать специфическую предметно-окружающую среду, искать новые методы и приемы, способствующие развитию творческой личности ребенка.