Седа Акопян
Мастер класс для родителей на тему «Работа с природным и растительным материалом»
▼ Скачать + Заказать документы
Составили и провели воспитатели: Акопян С. Ш., Федулова Т. В.
Цель:
— приобщать родителей к изготовлению поделок из природного и растительного материала вместе с детьми.
— Обучать родителей практическим навыкам изготовления поделок из природного и растительного материала
Темочки:
- Мастер-классы для родителей
- Природный материал. ИЗО, поделки
- Природный материал. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
— обеспечить единый подход в организации художественно творческой деятельности в условиях семьи и детского сада
Задачи.
· Работать в тесном контакте с семьей.
· Объединить и направить усилия воспитателей и родителей для развития творческих способностей у детей.
· Познакомить с видами и особенностями организации ручного труда. Обмен опыта.
Ход:
Добрый день, уважаемые родители. Рады приветствовать вас на мастер— классе. Сегодня вашему вниманию будет представлена техника изготовления поделок из природного и растительного материала с использованием личного опыта изготовления в домашних условиях.
Вы знаете что дети доверчивы к взрослым, их души открыты к окружающему миру и к нам,взрослым. Мы хотим вас познакомить и научить работать с природным материалом.
Что можно сделать из природного материала.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской — забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала — труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру.
С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему — красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают,обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.
Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.
Что нужно для изготовления поделок —природный материал :
Желуди, плоды дуба, кора, ветки, корни, листья, семена, шиповник, рябина, початки кукурузные, птичьи перья, ракушки.
Для изготовления поделок также можно использовать овощи и фрукты, имеющие замысловатую, причудливую форму и цвет.
Яблоки, морковь, лук, огурцы, картофель, тыква превращаются в сказочных героев. Родители показали творчество и мастерство превращения овощей и фруктов в цветы и лепестки.
Дополнительные материалы.
При изготовлении игрушек часто используют дополнительные материалы :
Бумага. Различают писчую, плакатную, фильтровальную, конвертную, альбомную, бархатную, обложечную, обойную, афишную, копировальную, пергаментную, оберточную бумагу. Виды бумаги отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению.
Дети любят работать с цветной бумагой различных оттенков, которая легко режется, поддается сгибанию, склеиванию.
Пластилин. Этот материал применяется для скрепления частей менее сложных игрушек (в работе с природным материалом в детском саду с этой целью используют чаще клей, а также для лепки некоторых деталей поделки на начальных этапах работы.
Клей нужен разных марок: белый клей ПВА, клей «Марс», БФ и др. Однако дошкольникам лучше пользоваться клеем ПВА.
Цветные лоскуты — обрезки различных тканей — также пригодятся для оформления поделок.
В качестве дополнительных материалов используют фанеру, кремни, гальку, мелкие камни, косточки от винограда, леску, щетинки.
Для хранения дополнительного материала надо иметь небольшой ящик с ячейками.
Для изготовления поделок, помимо материала, необходимо иметь простейшие инструменты.
Шило,ножницы. Для работы детям нужны небольшие ножницы с тупыми концами, с кольцами, соответствующими размеру детской руки.
Нож рекомендуется маленький (но не перочинный, с тупым концом; длина лезвия 13–15 см. Краски необходимы для оформления отдельных деталей игрушки. Кисточки (мягкая для рисования, более жесткая для клея).
Щипчики желательно маникюрные или со сведенной перекрученной передней частью. Они используются для закручивания проволочки при изготовлении игрушек из соломы, мочала и других материалов.
Плоскогубцами, клещами, сверлом пользуется только взрослые.
Как организовать работу?
Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы,а также дальнейшее их расширение и изменение. Одновременно следует пробуждать интерес воспитанников к природному материалу, желание действовать с ним. Ребенок, который видит, как трудятся его родители, другие взрослые (воспитатель, няня, возникает естественное желание тоже сделать что-то полезное для других, доставить людям радость своим трудом (например, сделать подарок маме, бабушке к 8 Марта, смастерить игрушки для малышей, гирлянды для украшения групповой комнаты и т. п.).
ЭТАПЫ РАБОТЫ :
Предварительный или ориентировочный.
Исполнительный.
Первый этап — анализируем игрушку, которую предстоит смастерить. Подбираем необходимый материал, инструменты.
Второй этап — ребенок приступает к непосредственному изготовлению поделки.
В обычных условиях организации ручного труда деятельность ребенка направлена преимущественно на результат.
Необходимые условия
Подготовка рабочего места. В процессе труда необходимо соблюдать определенные правила; на столе должен быть порядок: аккуратно разложен материал, инструменты; к материалу нужно относиться экономно, бережно.
Сегодня секретами мастерства изготовления поделок поделятся наши родители.
Предлагаю начать работу, занять соответствующие места в нашей мастерской.
Родители делятся на группы и приступают к изготовлению игрушек.
Ход работы:
Рассматривание образца — «Из каких частей состоит поделка? Из какого материала изготовлена поделка? Какой еще материал можно использовать для изготовления данной игрушки? Из какого другого материала можно смастерить отдельные детали поделки?»
Анализ предстоящей работы над игрушкой.
Уточняются основные этапы работы : в какой последовательности изготавливают части и детали поделки (что за чем); из какого материала; как создают части игрушки (какие для этого совершают трудовые операции, какими инструментами, как соединяют части и детали, демонстрирует весь процесс работы над игрушкой от начала до конца и показывает, как она создается. Показ работы над каждой частью, деталью поделки, способов их соединения сопровождается объяснением.
Работа со схематической зарисовкой поделки и планом-схемой пооперационного ее изготовления
Показ на доске как можно изобразить поэтапное изготовление поделки.
Изготовление поделки.
Поделка готова. Участники делятся опытом изготовления.
5. Каждому участнику мастер – класса предлагается сфотографироваться для выставки вместе с поделкой.
Заключительное слово.
Семья и детский сад — та основная внешняя среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение, например мастерить, не угасло, а переросло в навык, в привычку. Только творческий союз воспитателя и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом.
Дошкольники очень любят мастерить игрушки вместе с родителями.
Преемственность в трудовом воспитании ребенка в детском саду и в семье будет тем прочнее, чем лучше родители подготовлены к роли воспитателей.
Рекомендации по оформлению уголка для ручного труда дома.
Для работы с природным материалом дома ребенку необходимо отвести определенное, хорошо освещенное место, оборудовать его детским столиком и стулом, соответствующие росту ребенка.
Над столиком или рядом желательно расположить полочки для хранения инструментов и природного материала. (Природный материал собирают в летний и осенний периоды, во время экскурсий, прогулок с детьми в природу.)
Желаем всем удачи!