Юлия Анатольевна Пережогина
Консультация для педагогов «Работа с природным материалом»
▼ Скачать + Заказать документы
«Работа с природным материалом»
Посмотрите, сколько красок, совершенства, красоты. Хорошо потрудилась природа. Но каждый из нас знает, что, к сожалению, не вечен этот мир. Сменяются времена года и блекнут краски, увядает и исчезает былая красота. Шаг за шагом, открывая новое, мы постараемся в нашем волшебном мире продлить жизнь созданного природой и не только продлить, но и создать новые прекрасные образы.
Публикация «Консультация для педагогов „Работа с природным материалом“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки из природного материала
- Природный материал. Консультации
- Темочки
Природные материалы по происхождению делятся на три группы:
• - материалы растительного происхождения (листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора и т. п.);
• - материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья);
• - материалы минерального происхождения (камни, песок, глина, ракушки).
СОВЕТЫ:
1. Чтобы правильно использовать различные природные материалы, надо знать их свойства и особенности. Учитесь правильно подбирать их для каждого вида изделия. Иногда бывает, что интересный по форме материал в обработке очень труден либо твёрд, либо крошится и ломается. А красивый и податливый может потом, в готовой работе деформироваться, измениться по цвету и работа придет в полную негодность.
2. Собирать природные материалы, как правило, надо, когда они созрели, т. к. некоторые из них, будучи сорваны недозревшими, при высыхании теряют свою привлекательность. Лучшее время для сбора материала – лето и осень. Где собирать всё необходимое для работы – это широкие возможности природы и человека.
3. Что собирать, какие материалы – это вам подскажет ваше воображение, но всё-таки не проходите мимо и обязательно возьмите для работы : листья и цветы, желуди с плюсками (чашечками, в которых они растут, шишки (еловые, сосновые, кедровые, ольховые, лиственные, орехи (грецкие и лесные, косточки (персиковые, абрикосовые, сливовые, вишнёвые, от хурмы, бобы, фасоль, горох, древесные грибы, веточки различной формы, кукурузные початки (с зёрнами и без них, морские и речные ракушки, корни (деревьев, кустарников, травянистых растений, кору (сосновую, дубовую, березовую, семена-крылатки (клёна, ясеня, липы, пух тополя, репейника, вербу, солому (пшеничную, овсяную, ржаную, ячменную, глину, песок, камушки и многое другое.
4. Запомните, что собирать нужно только те материалы, которые природа нам подарила.
5. Работу по изготовлению игрушек следует начинать с лёгких конструкций и, по мере их освоения, переходить к более сложным работам.
6. Прежде чем приступить к работе, необходимо вспомнить о композиции, цвете и колорите, знакомство с которыми понадобится при любой художественной работе.
7. При изготовлении игрушек часто используют дополнительные материалы, без которых невозможно передать образ изделия. Использование каждого из них будет зависеть от замысла, проявления творчества, мастерства, смекалки и от степени развития воображения.
К дополнительным материалам относятся, например, бумага и картон, виды которых отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению. Из бумаги и картона обычно выполняются отделочные детали изделия, можно использовать их в качестве фона.
Пластилин применяется для скрепления частей из природного материала, выполнения отделочных деталей или в качестве фона-основы
Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки, для изготовления каркаса игрушек из соломы, для отделочных работ и др. Наиболее удобна медная проволока, она мягкая, гибкая и прочная.
Клей обычно используют ПВА, он хорошо скрепляет детали и не изменяет вида изделия.
Цветные лоскутки – обрезки различных тканей нужны для оформления работы.
Спички используют для соединения деталей при выполнении объёмной игрушки и для отделочных работ.
8. Для работы с природными материалами необходимо иметь и простейшие инструменты: шило, небольшие ножницы, нож, крупную швейную иглу, простой карандаш для нанесения контура на бумагу, краски, необходимые для оформления отдельных деталей игрушки, кисточки для рисования и для клея, стеку для обработки поверхности изделия при лепке из глины и пластилина, плоскогубцы, напильник, пилку и др.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой – это очень увлекательное и приятное занятие. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивают наблюдательность, помогают изучить и освоить новый вид деятельности.
Выполняя такую работу, важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить уверенность, что они смогут выполнить задуманное. Пусть ребёнок внимательно рассмотрит имеющийся материал, расскажет, что именно смог увидеть. Взрослые должны лишь помочь ребёнку раскрыть образ будущего персонажа, разбудить его воображение, ведь воображение – самый главный помощник творчества.
Изготовление изделий из природного материала требует от ребёнка ловких действий, развивающих мелкую моторику пальцев, способствует развитию согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, что неоспоримо важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.
Любые творческие достижения детей не должны оставаться без внимания. Наиболее интересные работы постарайтесь оформить в виде выставки.
При оформлении выставки необходимо учитывать следующие требования:
• изделие должно располагаться так, чтобы его можно было хорошо рассмотреть;
• плоскостные композиции лучше закреплять на стенках или оформленные в рамки размещать на стене;
• объёмные работы расставляют на столе или специальных подставках, располагая на разные уровни высоты;
• все работы, размещённые на выставке, должны представлять собой продуманное целое по содержанию, композиции, цвету.
От того, как будут представлены детские работы, во многом зависит воспитание у ребёнка эстетического и художественного вкуса, общей культуры, отношения к творчеству.
Участвуя вместе с взрослыми в оформлении выставки, дети развивают активность, самостоятельность, инициативу, критичность, гибкость и оригинальность мышления, художественную интуицию.