Людмила Гембихнер
Мастер-класс по работе с природным и бросовым материалом
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по работе с природным и бросовым материалом с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 13» Гембихнер Людмила Николаевна, Осинниковский городской округ,Кемеровская область
Оборудование: Клеёнка, ножницы, стеки, салфетки.
Материалы : Пластмассовые крышечки, прямоугольники нарезанные из под сока коробок 2х5см. ,листы картона зелёного цвета 11х8 для листа лилии, пластилин, ватные палочки, двухсторонний скотч, краски, кисточки.
Публикация «Мастер-класс по работе с природным и бросовым материалом» размещена в разделах
Сказочно и богата наша природа. В любое время года она открывает свои прелести по разному давая простор фантазии и творчеству, по этому мы стали работать над темой : «Развитие творческих способностей детей через природный и бросовый материал.»
Работа с природным и бросовым материалом заключает в себе больше возможности сближения ребёнка с природой. Природный и бросовый материалы сами по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Поставили перед собой задачи:
1. Помочь детям сблизиться с родной природой, воспитать заботливое отношение к ней и формирование первых трудовых навыков.
2. Расширить представление об окружающем мире.
3. Развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления детей.
Организация образовательной деятельности в соответствии с комплексно-тематическим планированием очень часто вызывает у нас затруднения. Особой творческой фантазии педагога требует ручной труд, ведь именно его результаты очень часто становятся основой еженедельных итоговых мероприятий (выставки поделок, конкурсы и т. п.).
Работа с бросовым материалом позволяет дать детям чувство независимости от взрослых, т. к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное - этот матери ал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.
Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
Так как материал для работы относится к категории бросового, к нему предъявляются определенные требования:
• Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий);
• тщательно промытыми и высушенными;
• доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться);
• Если работа планируется с детьми в группе, необходимо учитывать возрастные особенности детей:
• правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом;
• продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений
• процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции;
• дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы;
• Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнил взрослый.
Природный и бросовый материал интересны в работе, помогут развивать творческое мастерство, сенсомоторные реакции, что является немаловажным при подготовке детей к школе.
Из шишек, камушков, листьев можно научить детей выкладывать буквы, цифры. Приобщение дошкольников к миру прекрасного, знакомство с произведениями искусства обогатит развивающую среду и поможет воспитать разностороннюю творческую личность. Не зря бытует мнение, что “от поделки до произведения искусства один шаг”. Сделаем же его вместе с детьми!
Хочу поделиться с вами идеей изготовления поделок с дошкольниками старшего возраста из бросового материала.
Начали свою работу с того, что с прогулки и экскурсий приносили веточки, семена всевозможных деревьев, кустарников, шишки, орехи, красивые камешки. Из дома дети несли использованные коробки, пластиковые бутылки и т. д. Учили детей не причинять вред природе при сборе природного и бросового материалов. Мы с детьми подолгу рассматривали собранный материал, перебирали, ощупывали, обследовали его. Это способствовало запоминанию формы, красок, свойства вида материала. Например: дети узнали, что орехи круглые, коричневые с бугристой поверхностью, жёлуди овальные, блестящие, желтовато-коричневые и т. д.
Собранный материал раскладывали по коробкам, чтобы он хорошо сохранился.
Работа простраивается следующим образом:
1. вступительная беседа о материале, с которым предстоит работать; показать, разрешить потрогать, обратить внимание детей на цвет, форму и т. д. ;
2. сообщение темы и показ образца игрушки;
3. художественное слово (стихотворение, загадка, сюрпризные моменты) ;
4. исследование образца и показ приемов создания игрушки (здесь желательно побуждать детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания) ;
5. изготовление игрушки (помощь детям, которые не могут справиться с заданием)
6. анализ готовой игрушки, умение оценивать результаты своей работы, обыгрывание;
7. уборка рабочих мест.
В старшей группе начинать работу желательно с показа воспитателем самого процесса изготовления игрушек, привлекая к этому детей. Изготовление игрушек сопровождать показом основных приёмов работы, способов использования материалов, необходимых для поделок.
Работу с природным материалом начинают с выбора темы. Вначале тему подсказывает воспитатель, чтобы раскрыть перед детьми весь процесс работы над поделкой. Затем дети сами находят тему и способ передачи её в поделки.
Работали с детьми на занятии и вне занятий – в свободное время. Рассматривали альбомы и иллюстрации с поделками. При изготовлении поделки использовали загадки, поощряли детей, если они самостоятельно заменяли одну деталь на другую. Делали выставки поделок для родителей и детей детского сада.
Изготовление поделок требовало от ребёнка ловких движений, и если вначале не точными движениями руки они повреждали игрушку, то впоследствии в процессе систематического труда, рука приобретала уверенность, точность, а пальцы становились гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму.
Встречи с природой расширяли представления детей об окружающем мире, учили их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного и бросового материалов.
Наблюдения за детьми показали, что они стали более сдержанными, внимательными, усидчивыми. Чтобы привлечь внимание детей к творческой работе с природным и бросовым материалом, использовали игровые приёмы. Например: Зайчик, принёс шишки, коробки, бутылки и т. д. чтобы дети помогли сделать из них подарки его друзьям. Почтальоны приносили посылки с природным и бросовым материалом от лесных друзей и т. д.
Поделки из природного и бросового материалов использовали в качестве игрового материала. Дети с удовольствием играли с тем, что сами смастерили. Шишки, жёлуди, крышечки использовали как раздаточный счётный материал.
Интерес детей к поделкам из природного материала следует укреплять, создавая для этого условия не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности в разные сезоны года.
Работа с природным и бросовым материалом помогла детям лучше понять природу и её красоту. Работать с природным интересно и нетрудно.
А сейчас я предлагаю сделать работу с бросовым материалом.
Материал : картон зеленого цвета, двухсторонний скотч, ватные палочки, крышки от пластиковых бутылок разного цвета, пластилин, коробки из под сока, ножницы.
1. Берем лист зеленого картона 12*10 вырезаем лист лилии.
2. Наклеиваем на середину листа двухсторонний скотч.
3. На двухсторонний скотч наклеиваем крышку от пластиковой бутылки.
4. В середину крышки кладем пластилин.
5. Из коробки вырезаем лепестки цветов.
6. Каждый лепесток загибаем между пальцами, и располагаем между пластилином и крышкой.
7. Берем ватные палочки разрезаем, и располагаем в середине цветка.
Наша лилия готова.