Светлана Мишенина
Мастер-класс для родителей «Семейное чтение»
Мастер-класс с родителями детей дошкольного возраста
«Семейное чтение»
Цель: Обучение родителей, каким образом и с помощью каких приёмов можно пробудить у детей дошкольного возраста устойчивый интерес к художественной литературе.
Задачи:
1. Познакомить родителей через презентацию с историей возникновения семейных чтений.
2. Способствовать созданию традиций семейного чтения
3. Оптимизировать работу с родителями по развитию речи через выразительное чтение (рассказывание) сказок.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Семейное чтение“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Методы и приё мы: игровой, словесный, наглядный.
Материалы и оборудование: кукольный театр, презентация для обучения родителей, папка – передвижка с консультацией по теме, иллюстрации по сказке «Маша и медведь».
Ход мастер - класса :
Вводное слово воспитателей:
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы представим вашему вниманию мастер – класс по теме «Семейное чтение». Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него интереса к художественной литературе принадлежит семье. Хочется напомнить, что домашнее чтение не только обогащает детей и родителей знаниями, но и сближает всех членов семьи, поэтому мы предлагаем вам посмотреть презентацию «Актуальность возрождения традиций семейного чтения».
Презентация
Слайд 1. Семейные чтения… От этих слов веет домашним уютом конца 19-го – начала 20-го вв. Веранды, чай для всех домочадцев, аромат душистых цветов в саду. Для нас это герои Тургенева, Чехова, Бунина. Чтение хорошей книги в кругу милых тебе людей, ее обсуждение – это всегда процесс совместного переживания, который дает возможность лучше понять себя, другого человека; это формирование единых духовных ценностей семьи, ее культуры.
Слайд 2. Проблема чтения в наши дни приобрела мировой характер. Общественность бьет тревогу по поводу падения общего уровня культуры, справедливо связывая это в том числе и с падением престижа чтения.
Один из путей решения проблемы – влияние на интересы подрастающего поколения не только через сад и библиотеку, но и через семью. Необходимо популяризировать семейное чтение, возродить его традиции, сформулировать основы.
Слайд 3. Как же возвратить интерес к чтению в семье?
Если обратиться к интереснейшим документам прошлого – плакатам, призывающим к чтению, то можно заметить, как составители просто и доходчиво объясняли непреходящую и вечную ценность книги, грамоты.
Поражают своим талантом краткие плакатные двустишия.
Вот обращение к родителям :
Чем ребят бранить и бить,
Лучше книжки им купить.
А вот это напоминание всем:
Если книг читать не будешь,
Скоро грамоту забудешь.
Слайд 4. Мы теперь говорим: книга должна быть интереснее Интернета, интереснее клипа, интереснее телевизионных фильмов.
Так что может вызвать интерес?
Конечно, жизнь семьи. Конечно, книга, которую помогает прочесть мама, папа, бабушка по ролям и обсудить её. Есть еще одна особенность - если родители говорят с ребенком о родословной семьи: о бабушке, о дедушке, т. е. о том, что не может не быть интересным ребенку, что происходит с его близкими – это сближает его с семьей, а значит, успех и в семейном чтении будет достигнут.
Слайд 5. Десять причин начать читать в семье:
• Если вы уделяете детям внимание, они знают, что вы их любите.
• Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
• Детские книги сегодня интересны даже для взрослых.
• Иллюстрации в книгах способствуют их творческому развитию.
• Книги способны прививать детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
• Книги помогут детям научиться размышлять и фантазировать.
• Дети считают вас волшебниками, знающими магию из слов.
• Чтение вслух способствует развитию внимания и памяти.
• Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах, о теплом общении с ребенком.
• Рано или поздно вам скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.
Слайд 6. При выборе книг для малыша обратите внимание:
- На соответствие содержания возрасту ребенка.
- На материал, из которого изготовлена книга.
- На формат издания.
- На иллюстрации.
Слайд 7. Алгоритм семейного чтения
Цель: прививать интерес к чтению, воспитывая грамотного читателя.
1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
3. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.
4. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
5. После прочтения, спросите у ребенка понравилось ли ему прочитанное, чем.
6. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
7. Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга?
8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение.
9.«Захотелось продолжить знакомство с другими книгами этого автора?»
– спросите ребенка.
Проведенное в группе анкетирование по семейному чтению показало, что все вы знакомите детей со сказками традиционным методом, используя красивые иллюстрированные книги. Но не всегда ребенок способен удерживать свое внимание во время этого процесса. Наша задача помочь вам – родителям в домашних условиях сформировать у детей интерес к чтению художественной литературы.
Существует много приемов работы с литературой, мы остановимся на самых интересных.
1. Игра – драматизация, где родители могут принять участие, взяв на себя роль.
2. Совместное создание родителей с ребенком рисунков по тексту произведения, в которых проявляются свободные ассоциации.
3. Театрализация - это один из нетрадиционных методов ознакомления ребенка со сказкой.
Театрализация способна еще больше заинтересовать ребенка и удержать его внимание.
Показ кукольного театра «Маша и медведь»
Уважаемые родители! Мы продемонстрировали один из приемов ознакомления детей с художественной литературой. Надеемся, что наш мастер – класс заинтересовал вас и поможет возродить семейные чтения и создать атмосферу доброжелательности и комфорта в общении с детьми. Желаем вам творческих успехов!
Литература:
• 1. Тихомирова, И. И. Культура чтения в контексте российских традиций / И. И. Тихомирова //Школьная библиотека. – 2006. – 24 марта.
• 2. Тихомирова, И. И. Растим читателя-творца / И. И. Тихомирова // Библиотечное дело. -2009. - № 10. - С. 25-26.
• 3. Тихомирова, И. И. Психология детского чтения от А до Я. 2004.
• 4. Корнев, С. Традиция, постмодерн и вечное возвращение. - https://kitezh.onego.ru/traditio.html
• https://www.rusla.ru/rsba/reading/psyhology/files/kar.doc
• 5. https://www.rusla.ru/rsba/reading/chapter4.pdf