Елена Солохина
Мастер-класс «Развиваем речь с помощью скороговорок»
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое скороговорка? Скороговорка — Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.
Например: Маша сшила для мартышки, шубу, шапку и штанишки.
Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Чистоговорки – простые и эффективные игры-упражнения. Они нравятся и взрослым, и детям.
Например: Са – са- са – на носу сидит оса
Сы – сы – сы – у сома усы.
Публикация «Мастер-класс „Развиваем речь с помощью скороговорок“» размещена в разделах
Для чего же нужны скороговорки и чистоговорки?
Дети очень любят скороговорки, они помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить, поэтому, развивая речь ребенка, их надо применять как можно чаще. Скороговорки можно произносить в разных темпах: медленном, умеренном и очень быстром. Чтобы речь развивалась, надо следить за четкостью произношения каждого звука. Больше внимания уделять тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.
Чистоговорки помогают не только улучшить дикцию ребенка, но и совершенствуют звуковую сторону речи. Такие упражнения развивают у детей чувство ритма. Рифмы и ритм чистоговорок облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи.
Например, попробуем выучить скороговорку :
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.
Как проговаривать скороговорки с детьми?
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращаем внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
Следующий шаг - учимся делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
Теперь поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.
И подводя итог проговариваем быстро и без ошибок всю скороговорку целиком.
Можно использовать разные способы заучивания:
1. Пусть ребёнок возьмёт в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2. Пусть ребёнок проговорит скороговорку (чистоговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
В работе по разучиванию скороговорок и чистоговорок обязательно нужно использовать артикуляционную гимнастику.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понято.
Пусть совместные занятия с детьми принесут вам не только пользу, но и удовольствие! Спасибо за внимание.