Людмила Ваганова
Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей с использованием элементов здоровьесберегающих технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» -
филиал «Уфимский детский сад «Радуга»
Свердловская область, Ачитский городской округ
Мастер-класс для родителей
с использованием элементов
здоровьесберегающих технологий»
Ранний и младший
дошкольный возраст
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие речи детей с использованием элементов здоровьесберегающих технологий“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2020
Воспитатель: Ваганова Л. Л., ВКК
п. Уфимский, 2020 год
Пояснительная записка
Методическая разработка посвящена проблеме развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством использования элементов здоровьесберегающих технологий. Раскрывает вопросы взаимодействия педагогов и семьи, является одной из форм приобщения родителей к речевому развитию их детей, т. к. именно родители являются главными участниками в речевом развитии ребенка. Мастер-класс направлен на повышение профессиональной компетентности родителей через ознакомление со здоровьесберегающими технологиями и применением их элементов на практике. Работа содержит теоретическую и практическую части. Данная разработка может использоваться воспитателями, учителями –логопедами и другими педагогами в работе с родителями и детьми.
Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Познакомить родителей с эффективными методами использования элементов здоровьесберегающих технологий в жизни ребёнка.
2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики; упражнений с Су-Джок шариками и кольцами.
Материалы и оборудование: стенд с надписью девиза мастер-класса, высказыванием В. Сухомлинского, картотеки игр и упражнений по теме, шарики и кольца Су-Джок, дидактические пособия на развитие речевого дыхания, буклеты для родителей.
Содержание мастер-класса :
Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады новой встрече с Вами!
Сегодня мы хотим познакомить Вас с работой по развитию речи малышей в нашей группе.
Актуальность. Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями речи.
Часто данная проблема возникает уже с самого рождения, т. к. отсутствие профилактических мер по предупреждению нарушений звукопроизношения в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности, отрицательно влиять на усвоение чтения и письма.
Возраст от 1 до 3 лет, который принято называть «ранним возрастом», в жизни детей имеет особое значение: обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее речевое развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни.
Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, речи, высокой умственной активности.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка.
Владея своими руками, ребенок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное – развитая моторика рук способствует развитию речи.
Приоритетное направление нашей работы – использование элементов здоровьесберегающих технологий в развитии речи младших дошкольников.
Мы предлагаем Вам принять участие в мастер-классе на тему «Развитие речи детей с использованием элементов здоровьесберегающих технологий».
На доске:
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. Сухомлинский
Сейчас мы вас познакомим с элементами здоровьесберегающих технологий.
Девиз мастер-класса :
Никогда ничему не научишься, если будешь говорить:
«Я не умею, не научусь!»
Воспитатель. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Уже давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей.
Дело в том, что уровень речевого развития ребенка прямо зависит от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.
Вопрос родителям. Почему же растёт число детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития? В чём причина? (ответы родителей)
Ответ педагога. В настоящее время у родителей есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. Вот в этом разнообразии и таится проблема. Родителям трудно определить, что же более полезно для его малыша. И в этом помогут разобраться педагоги, т. к мы имеем обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
Весь практический материал можно условно разделить на две группы:
1. Материал традиционный, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка (речевые игры, дидактические пособия, чтение книг и рассматривание иллюстраций).
2. Материал нетрадиционный, опосредованный (здоровьесберегающие технологии).
Вопрос к родителям. Как Вы считаете, что такое здоровьесберегающие технологии? (ответы родителей)
Ответ педагога.
Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Одним из видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика.
Виды гимнастики, используемые мною для развития речи детей :
• артикуляционная гимнастика;
• дыхательная
• пальчиковая гимнастика;
• элементы Су-Джок терапии;
Работа с родителями.
Воспитатель. А сейчас мы предлагаем поиграть.
- Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да)
Пришли на собрание, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте нам тогда ответ:
Помочь откажетесь нам? (Нет.)
Последнее спросим Вас мы:
Активными все будем? (Да.)
Сейчас мы предлагаем Вашему вниманию игры и упражнения с использованием элементов здоровьесберегающих технологий, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
1. Артикуляционная гимнастика - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем (звуков).
- помогает выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата;
-учит объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков;
-являются основой формирования речевых звуков и профилактики нарушения звукопроизношения.
В 2-х летнем возрасте у детей не ярко выражена речевая проблема, но ради профилактики следует выполнять несложные занятные упражнения.
«Открываем-закрываем ворота». Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд задержать эту позу.
«Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.
«Чистим-чистим зубки». Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.
«Художник». Это упражнение более сложное. Предложите крохе язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.
Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в раннем возрасте.
(провести эти упражнения с родителями)
2. Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.
- способствует развитию и укреплению грудной клетки;
-направлена на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания;
-необходима для дальнейшей работы по коррекции звукопроизношения.
Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Игра-упражнение «Бабочка» («Пёрышко», «Снежинка» и т. п., «Ветерок и снег»
(провести эти упражнения с родителями)
3. Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
-влияет на созревание речевой функции.
-оказывает благоприятное влияние на развитие речи,
-развивает зрительно-пространственную координации,
- активизирует познавательную и речемыслительную деятельность
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках.
Упражнение «Паучок»
Паучок ходил по ветке, кисти свободно опущены
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, выполняют стряхивающие движения
Паучков на землю смыл. хлопок ладонями по столу (коленям)
Солнце стало пригревать, ладони прижаты друг к другу боками,
пальцы растопырены
Паучок ползёт опять, действия аналогичны первым
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке. Паучки ползают по голове
Упражнение «Скворцы»
Из скворечника руки «домиком» над головой
Торчат тянем шею и голову вперёд
Клювы соединяем большой и указательный палец на
на обеих руках
Маленьких показываем руками
Скворчат соединяем большой и указательный палец на
на обеих руках
Клювик раз, показ «клювика» одной рукой
Клювик два, показ «клювика» другой рукой
Лапки ладошка на столе
Лапки другая ладошка на столе
Голова одна рука закрывает кулачок другой руки
(провести с родителями)
4. Элементы Су-Джок терапии :игры и упражнения с Су – Джок шарами и кольцами - способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.
- высокая эффективность;
- абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред;
- универсальность (Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях).
1). Этот шарик непростой, - любуемся шариком на левой ладошке
Он колючий, вот какой - накрываем правой ладонью
Будем с шариком играть - катаем шарик горизонтально
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем - катаем шарик вертикально
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем,- катаем шарик в центре ладошки
Сильней на шарик нажимаем.
2). В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
«Шарик»
Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу.
Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.
"Я мячом круги катаю…", "На поляне, на лужайке", "Черепаха" и др.
(провести с родителями)
Рефлексия
Упражнение "Благодарю! "
Воспитатель. Дорогие родители, предлагаю каждому участнику нашего мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДОРЮ! Психологический смысл упражнения позволяет завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Таким образом, приоритетным в работе с детьми по развитию речи являются здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребёнку возможность обрести уверенность в себе.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!
Источники:
1. В. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения», М., Издательство «Гном», 2016 г
2. В. Буйко. «Чудо-обучайка», Ектб., ООО «ИД ЛИТУР», 2006 г
3. Н. Г. Коновалова, Л. В. Корниенко «Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста», Волгоград, «Учитель», 2016 г
4. Н. А. Деева «Игровые здоровьесберегающие технологии : психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки», Волгоград, «Учитель», 2017 г
5. С. Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения», М., «ТЦ СФЕРА», 2017 г.
6. Н. М. Быкова «Игры и упражнения для развития речи». СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010г