Получи документы

Мастер-класс для родителей «Приемы воспитания правильного звукопроизношения и фонематического восприятия у детей»

Вероника Корниенко
Мастер-класс для родителей «Приемы воспитания правильного звукопроизношения и фонематического восприятия у детей»

Мастер-класс

для родителей (группа комбинированной направленности для детей с ОНР)

«Приемы воспитания правильного звукопроизношения и фонематического восприятия у детей»

1. Водная (мотивационная) часть

Добрый день, уважаемые родители! Для того чтобы Вы ощутили какая сложная работа идет внутри вашего ребенка при освоении родного языка, я предлагаю Вам несколько слов и прошу объяснить их смысл не используя помощь Интернет-ресурсов.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Приемы воспитания правильного звукопроизношения и фонематического восприятия у детей“» размещена в разделах

Игра «Объясните смысл слова»

(Слова для родителей :

Плотогоны – практически, это лесоруб, но занимающийся не только и не столько валкой леса, сколько связыванием его в плоты и сплавом по реке

Дебаркадер – красивое название крытых железнодорожных платформ. Также называют и часть причала)

Прошу каждого из родителей высказать предположения о том, что обозначают данные слова.

А теперь, представьте, какими сложными для ребенка являются понятия – мебель, части суток, время года, название дней недели. И сколько таких слов необходимо уложить ребенку в голову.

Предлагаю вам еще раз ощутить себя на месте ребенка и понять, насколько ему сложно и как важна наша с Вами помощь в овладении правильным звукопроизношением.

Игра «Перепутаницы»

Представьте себе, что всю жизнь вы говорили звук Ш, а теперь Вам говорят, что звука Ш не существует, а есть звук С. Предлагаю Вам прочитать небольшой текст, заменив все звуки Ш на С. У вас на листе есть предложение, попробуйте его прочесть.

(Примерные тексты для родителей :

Шестилетний шустряк Шурик шутил над младшим братом Сашей (звук Ш заменить на С)

Наталья Лосева любит сериал «Золотой теленок" (звук Л пропускаем)

Со спицами сидела старушка - соседка Софья Скипидаровна Савельева смотрела сериал (звук С заменить на Ш)

В словарном запасе у детей 5-6 лет около 2500 слов. Представьте насколько сложно все их усвоить по смыслу, правильно произнести, да еще и оформить в предложение.

Сегодня я познакомлю Вас с тем, как можно помочь ребенку, чтобы он правильно смог произнести звук : - слышать и различать этот звук среди других звуков, - чувствовать положение языка во рту и уметь поставить язык, губы, зубы в нужное положение и если нужно включить голос; - правильно направить воздушную струю.

2. Основная часть мастер-класса (каждая структурная единица сопровождается видеофрагментом игровых упражнений с детьми)

Теоретическая, или методологическая часть:

Цель: Приобретение родителями определенных практических приемов для дальнейшей самостоятельной работы (совместное выполнение упражнений с родителями)

«Ритуал приветствия»

Любое занятие начинается с традиции приветствия:

- ладонь в ладонь – «ЗДРАВСТВУЙТЕ» - готовимся делить слова на слоги

ритмические упражнения

- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу, ногами;

- ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

На что влияет?

Развиваем слуховое внимание

Подготовка к произношению многосложных слов. Деление слов на слоги Ритмические упражнения в домашних условиях

– отстукиваем ритм ладонями по коленям, ногами, кулаками, используя звуки речи»

- выкладываем в определенной последовательности камешки (большой, большой, маленький, большой) – ребенок продолжает далее

Развитие мелкой моторики:

Мелкая моторика – выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

На что влияет?

Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи.

Для нас очень важно развивать оба полушария мозга. Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Развивая обе половинки мозга – мы улучшаем память, внимание, речь, способность к самоконтролю.

Как развивать?

- пальчиковые игры на занятиях, которые решают сразу несколько задач – развитие навыков прямого и обратного счета. Когда работают сразу две руки или руки попеременно идет межполушарное взаимодействие.

- использование графических дорожек

- использование для игр мелких фишек, камушков, орехов Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку можно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Массаж ладоней и пальцев рук при помощи массажных мячиков Су-Джок

Упражнение с парой грецких орехов

Упражнение «Лезгинка».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия

Складываем левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой.

Развитие общей моторики, пространственно-ориентировочных действий

Что такое общая моторика - двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела. Если у ребенка падают карандаши, ложка со стола, постоянно запинается – это общая моторика.

На что влияет?

На такие процессы: умение держать равновесие; способность управлять своим телом; скорость реакции. Чем лучше у ребенка развита крупная моторика, тем более согласованно работают его полушария мозга, что оказывает положительное воздействие на речевые навыки, память, внимание и мышления малыша и речи

Как развивать?

Мы выполняем определенные игровые упражнения, проходя по коридору на занятие: идем спиной вперед, три шага больших, а один маленький, на пятках, боковым шагом). А теперь давайте вместе подумаем, чем вы можете воспользоваться дома без специальных игр для развития общей моторики? Кухня – уже можно мыть вилки, ложки, складывать их в шкаф, помогать насыпать муку при приготовлении пищи, кухонная салфетка – отжать и вытереть стол. Папины инструменты – болты, гайки, гвозди.

Ходьба разными способами; упражнения в равновесии - пройти по начерченной на полу линии; прыжки - попрыгать попеременно на одной ноге, на другой,

метание в цель

Особая роль игры с мячом, воздушными шарами - бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой, подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе.

Развитие артикуляционной моторики для постановки и автоматизации звуков - чувствовать положение языка во рту и уметь поставить язык, губы, зубы в нужное положение и если нужно включить голос. Комплексы артикуляционной гимнастики всегда подбираются индивидуально. Предлагаю выполнить несколько упражнений.

«Лопаточка»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до

5-10.

«Качели»

Цель:Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны, удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

Развитие речевого дыхания – добиваемся направленной воздушной струи по середине язычка и с разной силой, и воздушная струя может быть теплой Ш и холодной С.

Упражнения дома на дыхание:

- «Задуй свечу»

- «Горячий чай»

Обязательное условие выполнения упражнений – предмет. На который дуем находится на уровне губ ребенка.

Развитие фонематического восприятия – различение на слух звуков, слогов, слов

Развитие навыков звукового анализа и синтеза – анализ – это выделение звука в слове, вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова)

Синтез – это умение соединять отдельные звуки, слоги в слово Играем дома в слова – придумай слово, где первый звук А.

Старайтесь не использовать понятие

Игра «Топай. Хлопай, не зевай»

На звук П хлопаем в ладоши, а на звук Т- топаем ногами, а на звук К – молчим.

( Слова: Поляна, кот, курица, торт, кукла, щенок, телефон, полка, плита, корабль, книга, туфли, куртка и т. д.)

2. Заключительная часть мастер-класса. Рефлексия – составляем рейтинг самых понравившихся игр и игровых упражнений, которые были представлены на мастер-классе.

Слова Януша Корчака польского педагога, писателя, врача-педиатра для родителей «Для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.». Давайте сделаем все возможное для наших детей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношенияДидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Приемы воспитания правильного звукопроизношения и фонематического восприятия у детей»
Опубликовано: 6 июля 2021 в 05:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД