МААМ-картинки

Мастер-класс для родителей по ознакомлению детей с художественной литературой

Ольга Владимировна Селиверстова
Мастер-класс для родителей по ознакомлению детей с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение компетентности родителей и ознакомление с методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.

Задачи:

1. Актуализировать знания родителей о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.

2. Содействовать формированию у родителей представлений об игровых технологиях, направленных на развитие речи детей.

Публикация «Мастер-класс для родителей по ознакомлению детей с художественной литературой» размещена в разделах

Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.

Предлагаю вашему вниманию мастер – класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы». Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира. Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.

Мастер – класс начнем с разминки.

Давайте поделимся на две команды.

Команды сформированы, замечательно! Начнем мастер-класс с разминки, готовы?

Словесно - дидактическая игра «Предметы из сказки»

Я предлагаю каждой команде взять по две картинки с изображением предмета и подбирает сказки, в которых он упоминается:

1) яйцо — курочка Ряба, Про Кощея Бессмертного, Гадкий утёнок;

2) яблоко — Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях, Сказка о молодильных яблоках и живой воде, Гуси — лебеди;

3)кот — Кот в сапогах, Бременские музыканты;

4)лиса — Колобок, Заюшкина избушка, Теремок.

1) Следующий прием: игра «Микрофон»

Пересказ «по цепочке» - один участник начинает, второй продолжает, третий заканчивает.

В ходе работы нужно стараться фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты).

Я предлагаю пересказать по цепочке сказки «Репка» и «Курочка Ряба» Я начинаю:

- Посадил дед Репку. Выросла репка большая-пребольшая.

- Жили – были Дед и Баба и была у них курочка Ряба.

2) Словесно - дидактическая игра «Волшебные и сказочные слова»

Предлагаю каждой команде - посмотреть на картинки и угадать сказку и назвать сказочные заклинания и волшебные слова.

Для первой команды:

- Емеля в Р. Н. С. «По щучьем велению? (По щучьему велению, по моем хотению);

- Али-Баба, арабская сказка «Али-баба и сорок разбойников (Сим- сим, открой дверь);

-«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» русская народная. (Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке города и поля, и леса и моря, и гор высоту, и небес красоту).

Для второй команды:

-Р. Н. С. «Сивка- Бурка»(Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мною, как лист перед травою);

- «Цветик-семицветик»(Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг);

-«Двенадцать месяцев», перевод С. Я. Маршака (Ты катись, катись колечко на весеннее крылечко, в летние сени, в теремок осенний, да по зимнему ковру к новогоднему костру).

3) Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета»

Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по-другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я - тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик. и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

- Прошу первую команду придумать начало сказки «Теремок» от лица самого теремка.

- А вторую команду начало сказки «Три медведя» от лица Михайло Потапыча.

4) Словесно-дидактическая игра «Радио»

Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.

Игровое действие: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио».Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет работать для вас. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а вы будете угадывать. Я буду диктором:

- Слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой.

- Для первой команды–Зубки у неё острые, шубка тёпленькая, рыженькая,она красивая,лукавая,коварная. Кто же это?

Какие вы знаете сказки,в которых героиней была бы лиса(«Лисаи журавль»,«Лиса и волк»,«Теремок», «Заюшкина избушка» и т. д.)

- Для второй команды–Зубы у него острые, шуба коричневая, он медлительный, нерасторопный, неуклюжий. Кто же это?

-Какие вы знаете сказки,в которых героем был бы медведь? («Теремок», «Маша и Медведь», «Теремок» и т. д.)

5) Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»

Цель: развитие памяти, речи детей.

Вариант 1:

Игровое действие :

- Для первой команды –

Воспитатель даё т задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?» :

«Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может.»

(«Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)

- Для второй команды –

«Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». Дед тянет - потянет - вытянуть не может. Баба тянет - потянет — вытянуть не может. Дед говорит: «Я поеду в город на ярмарку, а ты дома сиди, братца береги!». День проходит, два проходит. Баба взяла пирожок и горшочек масла и пошла по длинной дороге. Долго ли, коротко ли шла, и встретила волка».

(«Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка».

Вариант 2:Угадай сказку по трё м словам:

1)Коза, козлятки, волк(«Волк и семеро козлят»).

2)Алёнушка, козлёнок, колодец(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

3) Курочка, петушок, зернышко («Петушок и бобовое зернышко»).

4) Тыква, принц, бал («Золушка» Ш. Перро).

8) «Сказочные загадки».

Команды по очереди отвечают на вопросы.

1. Болото – дом ее родной.

К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора)

2. Так быстро от принца девица бежала,

Что туфельку даже она потеряла. (Золушка)

3. Мальчик с гусями летал в поднебесье.

Как мальчика звали? Скажите все вместе! (Нильс)

4. Она была подружкой гномов,

И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)

5. Дюймовочки жених слепой,

Живет все время под землей. (Крот)

6. Этот толстяк живет на крыше,

И летает он всех выше. (Карлсон)

В заключительной части моего мастеркласса подведем итоги:

С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:

1. Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.

2. Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.

3. Слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает.

4. Выполнять игровые действия, способствующие текстузнакомых произведений, сказок.

5. Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок,

рассказов, стихотворений.

6. Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.

7. Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании.

8. Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем без него.

Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе Месяц: Декабрь Неделя: I Лексическая тема: «Временные представления» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: В. Даль «Старик – годовик».

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе Месяц: Сентябрь Неделя: I Мониторинг Неделя: II Мониторинг Неделя: III Лексическая тема: «Фрукты» Непрерывная образовательная деятельность.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами. Задачи: -активизировать речевую деятельность.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Вскрываются почки» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Людмила Нифонтова Цель: Приобщать детей к поэтической.

Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с художественной литературой З. Александровой «Мой мишка»Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с художественной литературой З. Александровой «Мой мишка» Уважаемые коллеги! Я хочу предоставить вам фото отчет, о проведенном коррекционно-развивающем занятии на нашем методическом объединении.

Отчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителейОтчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителей Ознакомление с художественной литературой - одна из важных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. В результате ознакомления.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей второй группы раннего возраста При ознакомлении детей с художественной литературой, воспитатель ставит задачу – открыть ребёнку мир словесного искусства, воспитать интерес.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Программа по ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста «Юный книголюб» Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей по ознакомлению детей с художественной литературой
Опубликовано: 11 марта 2023 в 15:14
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей по ознакомлению детей с художественной литературой» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Владимировна Селиверстова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД