Ольга Владимировна Селиверстова
Мастер-класс для родителей по ознакомлению детей с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности родителей и ознакомление с методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.
Задачи:
1. Актуализировать знания родителей о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.
2. Содействовать формированию у родителей представлений об игровых технологиях, направленных на развитие речи детей.
Публикация «Мастер-класс для родителей по ознакомлению детей с художественной литературой» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Родительские собрания в детском саду
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.
Предлагаю вашему вниманию мастер – класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы». Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира. Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.
Мастер – класс начнем с разминки.
Давайте поделимся на две команды.
Команды сформированы, замечательно! Начнем мастер-класс с разминки, готовы?
Словесно - дидактическая игра «Предметы из сказки»
Я предлагаю каждой команде взять по две картинки с изображением предмета и подбирает сказки, в которых он упоминается:
1) яйцо — курочка Ряба, Про Кощея Бессмертного, Гадкий утёнок;
2) яблоко — Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях, Сказка о молодильных яблоках и живой воде, Гуси — лебеди;
3)кот — Кот в сапогах, Бременские музыканты;
4)лиса — Колобок, Заюшкина избушка, Теремок.
1) Следующий прием: игра «Микрофон»
Пересказ «по цепочке» - один участник начинает, второй продолжает, третий заканчивает.
В ходе работы нужно стараться фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты).
Я предлагаю пересказать по цепочке сказки «Репка» и «Курочка Ряба» Я начинаю:
- Посадил дед Репку. Выросла репка большая-пребольшая.
- Жили – были Дед и Баба и была у них курочка Ряба.
2) Словесно - дидактическая игра «Волшебные и сказочные слова»
Предлагаю каждой команде - посмотреть на картинки и угадать сказку и назвать сказочные заклинания и волшебные слова.
Для первой команды:
- Емеля в Р. Н. С. «По щучьем велению? (По щучьему велению, по моем хотению);
- Али-Баба, арабская сказка «Али-баба и сорок разбойников (Сим- сим, открой дверь);
-«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» русская народная. (Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке города и поля, и леса и моря, и гор высоту, и небес красоту).
Для второй команды:
-Р. Н. С. «Сивка- Бурка»(Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мною, как лист перед травою);
- «Цветик-семицветик»(Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг);
-«Двенадцать месяцев», перевод С. Я. Маршака (Ты катись, катись колечко на весеннее крылечко, в летние сени, в теремок осенний, да по зимнему ковру к новогоднему костру).
3) Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета»
Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по-другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я - тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик. и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
- Прошу первую команду придумать начало сказки «Теремок» от лица самого теремка.
- А вторую команду начало сказки «Три медведя» от лица Михайло Потапыча.
4) Словесно-дидактическая игра «Радио»
Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.
Игровое действие: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио».Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет работать для вас. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а вы будете угадывать. Я буду диктором:
- Слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой.
- Для первой команды–Зубки у неё острые, шубка тёпленькая, рыженькая,она красивая,лукавая,коварная. Кто же это?
Какие вы знаете сказки,в которых героиней была бы лиса(«Лисаи журавль»,«Лиса и волк»,«Теремок», «Заюшкина избушка» и т. д.)
- Для второй команды–Зубы у него острые, шуба коричневая, он медлительный, нерасторопный, неуклюжий. Кто же это?
-Какие вы знаете сказки,в которых героем был бы медведь? («Теремок», «Маша и Медведь», «Теремок» и т. д.)
5) Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»
Цель: развитие памяти, речи детей.
Вариант 1:
Игровое действие :
- Для первой команды –
Воспитатель даё т задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?» :
«Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может.»
(«Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)
- Для второй команды –
«Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». Дед тянет - потянет - вытянуть не может. Баба тянет - потянет — вытянуть не может. Дед говорит: «Я поеду в город на ярмарку, а ты дома сиди, братца береги!». День проходит, два проходит. Баба взяла пирожок и горшочек масла и пошла по длинной дороге. Долго ли, коротко ли шла, и встретила волка».
(«Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка».
Вариант 2:Угадай сказку по трё м словам:
1)Коза, козлятки, волк(«Волк и семеро козлят»).
2)Алёнушка, козлёнок, колодец(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
3) Курочка, петушок, зернышко («Петушок и бобовое зернышко»).
4) Тыква, принц, бал («Золушка» Ш. Перро).
8) «Сказочные загадки».
Команды по очереди отвечают на вопросы.
1. Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора)
2. Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла. (Золушка)
3. Мальчик с гусями летал в поднебесье.
Как мальчика звали? Скажите все вместе! (Нильс)
4. Она была подружкой гномов,
И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)
5. Дюймовочки жених слепой,
Живет все время под землей. (Крот)
6. Этот толстяк живет на крыше,
И летает он всех выше. (Карлсон)
В заключительной части моего мастер – класса подведем итоги:
С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:
1. Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.
2. Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.
3. Слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает.
4. Выполнять игровые действия, способствующие текстузнакомых произведений, сказок.
5. Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок,
рассказов, стихотворений.
6. Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.
7. Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании.
8. Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем без него.
Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.