инна крылова
Мастер-класс для родителей «Играем в театр дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
«Играем в театр дома»
Воспитатель: Крылова И. А.
16.01.2020 г.
Цель: Развитие творческих способностей детей раннего возраста через создание и реализацию системы работы в разных видах детской деятельности.
Для успешной реализации поставленных задач за основу взята модель взаимодействия педагог – родители – дети.
Задачи для родителей :
• Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка;
• Создавать условия для самостоятельных импровизаций с помощью кукольного театра;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Играем в театр дома“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
• Привлекать детей к совместному изготовлению кукол для кукольного театра;
• Поддерживать, развивать и укреплять стремление ребенка самостоятельно участвовать в кукольном спектакле
• Способствовать общему развитию ребенка средствами театрализованной деятельности.
Задачи для детей:
• Развивать игровые, познавательные, речевые, музыкально – сенсорные способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
• Побуждать ребенка к общению с куклами;
• Формировать у ребенка эмоционально – эстетическое и бережное отношение к игрушкам;
Материалы и оборудование:
• Куклы (ПАЛЬЧИКОВЫЕ, БИ-БА-БО, ТОПОТУШКИ, ИГРУШКИ МЯГКИЕ, РЕЗИНОВЫЕ И ДЕРЕВЯННЫЕ, ЛОЖКИ)
• Ширма настольная.
Ход Мастера – класса
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем мастере классе «Играем в театр дома». Повестка нашей встречи знакомство с театральной деятельностью.
Беседа с родителями.
Воспитатель: Уважаемые родители как вы думаете, что такое театральная деятельность? (ответы родителей)
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Театр обладает удивительной способностью влиять на детскую психику «играючи». Ребенок вливается в действие на сцене, сопереживает героям, активно помогает им бороться с трудностями. Он подражает мимике, голосовым интонациям, движениям актеров. По эстетической значимости и влиянию театр занимает почетное место рядом с музыкой, изобразительной деятельностью. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Просмотр спектакля развивает речь, насыщая ее эмоционально-выразительными оттенками. Ребенок легче запоминает новые слова и выражения, при этом в его сознании формируется грамматическая структура языка.
Именно в младшем возрасте закладываются черты характера, привычки, ответственность за близких людей, желание помочь и поддержать даже незнакомого человека. Нужно научить малышей уважать чувства и желания другого человека. Конечно, двухлетнему ребенку трудно объяснить это словами. Здесь неоценимую роль играет детский фольклор, сказки, песенки, стихи. Однако, только специально организованная, обогащенная замыслом и средствами совместная деятельность ребенка и взрослого способствует усилению, углублению детского развития.
В группе раннего возраста дети смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают взрослые. Они могут носить как развлекательный, так и поучительный характер. Постепенно у ребенка возникает потребность в новых впечатлениях, которая проявляется в любознательности, стимулирует развитие восприятия, мышления, речи, воображения.
А для родителей использование кукольного театра в домашних условиях предоставляет замечательную возможность поиграть со своим ребенком. Играя вместе со взрослым, ребенок овладевает ценными качествами общения.
Будьте эмоциональны, заражайте малышей своим радостным настроением, поощряйте их попытки к игре, взаимодействию с куклой, хвалите за инициативу. Играйте, пока у детей сохраняется интерес.
ВИДЫ ТЕАТРА :
Театр на стенде
Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся :
• фланелеграф — доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);
• магнитный (идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска);
• театр теней, подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).
Театр на столе
Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть :
• бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;
• магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах;
• из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).
Театр «наручный»
Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:
• картона, вырезанного в форме конуса;
• ткани;
• шариков для тенниса;
• пластиковых бутылок, тарелок, стаканов;
• спичечных коробков и пр.
Верховой театр
Это интересно. Термин, обозначающий вид театрализованной деятельности, в которой куклы закреплены выше человеческого роста, был введён русскими кукловодами в XVI веке.
Существует несколько типов верхового театра :
• тростевой (кукла закреплена на высокой трости);
• бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);
• театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).
Театр на полу
Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для малышей.
Театр живых кукол
Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, экологии, иностранному языку, а также во время проведения досуга, утренников. С помощью театра живых кукол можно :
• пересказать сказку;
• разыграть сюжет для зрителей.
Различают 3 типа театра живых кукол :
• масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);
• платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);
• театр кукол-великанов (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, в редких случаях — ребята из старшей или подготовительной группы).
Костюмированные представления
Это инсценировки, которые предполагают наличие у детей костюмов. Малыши перевоплощаются в образ с помощью текста, а также жестами и мимикой показывают своего персонажа. Такие представления требуют тщательной подготовки. Обычно используются только для особых поводов: утренников, открытых занятий. Кроме того, костюмированные представления являются точками контроля работы театральной студии.
Атрибуты для театрализованной деятельности
Если театр в классическом варианте начинается с вешалки, то в детском саду он начинается с атрибутов, по которым дети получают начальные сведения об этом виде творческой активности. В группе рекомендуется оборудовать специальный театральный уголок.
Непременными элементами знакомства с театрализацией являются :
• ширма (для пальчикового театра она может быть изготовлена из картонных коробок с отверстиями внизу, при этом оформление ширмы лучше сделать универсальным, например, в виде лесной полянки с домиком на опушке);
• костюмы (это могут быть покупные или самодельные образцы);
• маски (могут быть изготовлены по шаблонам из плотной бумаги и тонкого картона, из папье-маше, фетра и других материалов);
• шапочки (самый простой вариант — изготовить их из картона, вырезав его в виде конуса, а затем украсить);
• куклы пальчикового театра.
В дальнейшем содержание набора театральных реквизитов будет меняться, усложняться: появятся куклы бибабо, марионетки, костюмы для постановок и т. д.
ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКЕ:
- Куклы для кукольного театра должны быть приблизительно одного размера (мышка не должна быть больше кошки)
- Все мелкие детали должны быть прочно закреплены (пришиты, приклеены, если раскрашены, можно оклеить скотчем)
ДЛЯ ДОМАШНЕГО КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА ВАМ ПОНАДОБИТСЯ :
- ширма (простыня, натянутая между двумя стульями, в дверном проеме)
- стол (можно вырезать из бумаги полянку с цветочками, речку, тропинку, деревья сделать, домик из конструктора, из бумаги)
- любые материалы для изготовления кукол (нитки, ткань, стаканчики из-под йогурта, палочки от мороженного и т. д., либо готовые куклы
ПРАВИЛА КУКЛОВОЖДЕНИЯ:
- Игрушка должна ожить в руках взрослого и начать разговаривать с малышами. Для этого во время чтения потешки, стихотворения, пения песенки, кукла должна плавно покачиваться в такт речи взрослого, общаясь с ребенком. Если одновременно участвуют 2 куклы, говорить могут они по очереди: 1 говорит (покачивается, 2 – замирает (слушает, затем меняются.
- Во время разговора лицом кукла повернута к зрителю
ЭТАПЫ РАБОТЫ С КУКЛОЙ:
1. Знакомство. Рассмотреть куклу – показать глазки, носик, лапки, гребешок, крылышки. Как кукла разговаривает
2. Показать этюд с куклой (кукла походила, побежала, попрыгала)
3. Показ сказки, разыгрывание диалога, стихотворения, песенки. Сначала взрослый, затем ребенок
4. Речь должна быть очень выразительной (образец). Обговаривайте с ребенком настроение персонажа, черты характера, каким голосом говорит, как двигается. (Например, «Мышка маленькая – голос у нее тоненький, она быстро бегает, ищет крошки»; «Папа-медведь большой, голос у него низкий, он идет не спеша. Когда он сердится, он громко рычит» и т. д.)
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР (песни, загадки, сказки, разговоры, стихи). Здесь особое место занимает детский фольклор, русские народные сказки, пальчиковые игры, диалоги, песенки. Повтор может быть неоднократный. Подталкивайте малыша к совместному рассказыванию (помоги мне, я забыла… Кто там дальше идет?. А собачка большая или маленькая). Так ребенок будет быстрее запоминать. Давайте ему играть с куклой, поощряйте игру, играйте вместе.
«СОБАЧКА»
К нам пришла собачка, умная собачка.
С детками играет, очень громко лает: «Гав!»
(показать, как лает большая собачка (мама, а как маленькая (ребенок, угостить косточкой, вырезанной из бумаги, вылепленной из пластилина)
ПТИЧКА
Села птичка на окошко (ладошку, дорожку)
Посиди у нас немножко!
Посиди, не улетай!
Улетела. Ай!
(птичку можно сделать на палочке (гапите). Она летает и садится в разные места, прячется. Покормить птичку «зернышками» из ладошки)
КОШКА
Киска к детям подошла, молочка просила,
Молочка просила, «Мяу» говорила. «Мяу…Мяу…Мяу…»
Угостили молочком, кисанька поела,
Кисанька поела, песенку запела: «Мурр…Мурр… Мурр…»
(Взрослый поет песенку, ребенок мяукает. Можно показать, как кошка молочко лакает)
ПЕТУШОК
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь? Громко песни поешь?
Деткам спать не даешь? Кукареку!
(ребенок кукарекает)
Можно спросить, как петушок ходит, как зернышки клюет
«Вышла курочка гулять»
(пальчики – цыплята, курочка - кукла пальчиковая)
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки – желтые цыплятки.
- Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,
Лапками гребите, зернышки ищите.
Съели толстого жука, дождевого червяка,
Выпили водицы полное корытце.
(можно нарисовать цыплят, зернышки)
«БОБИК»
Вот наш Бобик – славный пёс, гав-гав,
Белый лобик, черный нос, гав-гав!
Бобик-Бобик, лапку дай, гав-гав!
Сядь на коврик и не лай.
(поговорить, какой Бобик: сердитый, большой или маленький, какая шерсть у него)
«Кошка, как тебя зовут?»
- Кошка,как тебя зовут? - Мяу!
- Стережешь ты мышку тут? - Мяу!
- Кошка, хочешь молочка? - Мяу!
- А в товарищи щенка? - Фр-рр!
(отметить, как изменилось настроение кошки, пусть ребенок покажет, пошипит сердито.)
Показ сказок: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок»,«Репка».
Памятка для родителей :
Благодаря этой деятельности у ребё нка будут развиваться:
• психофизические способности (мимика и пантомимика) ;
• психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память);
• речь (монологическая и диалогическая);
• творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Для этого Вы можете вместе с ребё нком: больше читать ему и инсценировать сказки.
Он глубже познает окружающий мир; освоит новые способы общения.
• разыгрывать стихи, сказки, рассказы, мини-сценки по ролям с использованием различных видов театров : игрушек, картинок или использовать предметы- заместители (кубики, камешки и другие подручные материалы). Особое внимание уделяйте интонационной выразительности речи, выразительности жестов, движений;
• во время досуга организовывать речевые игры и упражнения, занятия ритмопластикой, сочинять стихи и сказки;
• учиться владеть куклами би-ба-бо и тростевыми куклами, другими доступными видами театров;
• изготавливать и подбирать атрибуты к сказкам, элементы костюмов, оформлять декорации к представлениям;
• на семейных праздниках чаще организовывайте театрализованные представления с использованием различных видов театров (плоскостным, пальчиковым и др.) или организуйте игры- драматизации по мотивам сказок.
Помните: чтобы развивать творческие способности ребёнка, ему необходимо предлагать особую деятельность, в которой он сможет активно проявить свою индивидуальность и самостоятельность.
Дорогие родители!
Проявите интерес к чтению художественной литературы, осознавайте роль к сказки в нравственно – эстетическом воспитании личности ребенка, а так же ежедневно старайтесь читать детям по вечерам.
Роль родителей в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются.