инга пайманова
Проект «Играем в театр» (первая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
По составу участников – коллективный
По целевой установке – коррекционно-познавательный
Тип проекта – творческий
ВВЕДЕНИЕ
Раннее детство – это стартовый период для развития всех высоких человеческих начал. Основными из них являются свобода и творчество.
Общеизвестно, что в философии вопрос о движущих силах развития рассматривается как диалектическая связь внутренних противоречий между актуальными возможностями и потребностями. В качестве движущей силы развития ребенка в Концепции раннего развития рассматривается потребность ребенка в индивидуальном самопроявлении и самовыражении, ощущаемая им как внутренняя свобода.
Публикация «Проект „Играем в театр“ (первая младшая группа)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
«Самовыражение, по определению Л. Н. Павловой, - это форма социальной активности, которая является важнейшей предпосылкой формирования активной жизненной позиции человека».
Как известно, игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. В игре ребёнок чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Именно театрализованная игра позволяет младшему дошкольнику вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить в силу ограниченности своих возможностей.
В театрализованных играх удовлетворяются две важнейшие потребности детей раннего дошкольного возраста (Л. И. Божович) :
1) потребность в новых впечатлениях;
2) потребность в самоутверждении.
Реализация первой проявляется в любознательности и стимулирует развитие восприятия, мышления, воображения.
Вторая – стимулирует собственную активность ребенка, выдумки, изменение окружающего, стремление заслужить поощрение взрослого.
Представленный проект нацелен на развитие творческого потенциала и раскрытие духовного начала ребенка в период раннего детства.
1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
В разработку проблемы развития творческих способностей у детей раннего возраста в театрализованных играх большой вклад внесли исследования Л. Н. Павловой, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович и др. Способность к изобразительному действию в раннем возрасте, отмечают ученые, находит отражение в формировании речи. Сначала эта способность проявляется в пассивной (понимаемой) речи, опирающейся на работу воображения. Затем в ходе взаимодействия взрослого с ребенком позволяет последнему понимать мнимое действие (понимание условного действия). На третьем году жизни условное, мнимое действие ребенка становится началом любого творчества. Так, к примеру, взрослый побуждает малыша изображать, как мишка косолапый ходит, как киска мяукает, как зайчик прыгает.
Однако в настоящее время ранний возраст обделен вниманием педагогов, занимающихся развитием творческих способностей у детей посредством театрализованной игры.
Возникает противоречие между доказанной педагогической ценностью театрализованных игр в развитии творческих способностей детей раннего возраста и недостаточным использованием выявленного потенциала в практике работы ДОУ.
Поэтому, передо мной и родителями моей группы стоит задача по созданию необходимых условий для развития творческих способностей детей раннего возраста в театрализованных играх.
2. КОНЦЕПЦИЯ
1 этап- подготовительный
Создание условий для реализации проекта
2 этап – практический
Мероприятия, направленные на развитие творческих способностей у детей
3 этап – заключительный
Анализ итогов реализации проекта
3. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Проблемные вопросы:
1. Как организовать и спланировать работу по развитию творческих способностей у детей?
2. Как научить ребенка играть?
3. Как в игре и через игру раскрыть потенциал ребенка?
4. Какие условия нужны для решения данного вопроса?
Проблема проекта : организация системы работы по развитию творческих способностей у детей.
Гипотеза: творческие способности детей 2-3 лет через театрализованные игры будут развиваться эффективнее при создании следующих условий:
• пробуждение интереса к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем, расширением контактов с взрослыми;
• побуждение отзываться на игры-действия, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм);
• способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками;
• систематическое восприятие театрализованных выступлений педагогического театра взрослых.
Цель: создание педагогических условий для развития творческих способностей у детей.
Задачи проекта :
1. Изучить методическую литературу по данному вопросу, разработать систему работы по развитию творческих способностей у детей. Разработать и реализовать проект.
2. Обогатить предметно-развивающую среду.
3. Познакомить педагогический персонал современными методическими разработками.
4. Повысить компетентность родителей по вопросам развития творческих способностей у детей.
Задачи воспитательно-образовательной деятельности:
поддерживать у детей живой интерес к творчеству и импровизации, желание участвовать в театрализованной игре и использовать для этого все окружающее пространство;
стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр;
развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;
воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения; побуждать детей к активному общению;
развивать навыки диалогической и монологической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы;
пополнять словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние человека;
развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;
учить сочетать речь и движения;
учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, развивать эмоциональную память;
формировать у детей представление об элементарных нравственно-этических нормах;
развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук;
привлекать родителей к активному участию в играх-инсценировках;
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Изучена методическая литература, разработана система работы по развитию творческих способностей у детей. Разработан и реализован проект «Играем в театр».
2. С помощью родителей обогащена предметно-развивающая среда в группе,
пополнена театрализованная зона новыми игровыми атрибутами.
3. Дети активно проявляют творчество и импровизируют.
4. У воспитанников сформированы специальные игровые умения
5. Педагогический персонал ознакомлен с современными разработками по вопросам развития творческих способностей у детей 2-3 лет через консультации, выставки методической литературы, методические рекомендации по данному вопросу.
6. У родителей повысилась компетентность по вопросам развития творческих способностей у детей 2-3 лет
5. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Организация педагогического процесса:
- Перспективное планирование, индивидуальная работа с детьми.
Материальная база:
- Диагностический инструментарий, наглядные и дидактические пособия.
Диагностика:
-Диагностический инструментарий, анализ результатов диагностики.
Работа с родителями:
- Консультации, семинары-практикумы, индивидуальная работа
Работа с педагогами:
- Консультации, семинар-практикум, выступление на Педагогическом совете.
6. МОНИТОРИНГ ПРОЕКТА
Диагностика разработана на основании выделенных Е. В. Мигуновой специальных игровых умений детей:
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, интонация) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.
На основании предложенной автором классификации театрально-игровых умений нами была составлена таблица и система оценки баллов, позволяющей выделить три уровня развития творческих способностей в театрализованной игре (максимальное количество баллов – 10) :
высокий уровень – 8-10 баллов;
средний уровень – 5-7 баллов;
низкий уровень – 0-4 баллов.
Отчет о реализации проекта в следующей публикации
Спасибо за внимание!