Черепанова Ольга Петровна
Отчёт о проделанной работе «Мы играем в театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Я представляю опыт работы, нашей подготовительной группы. Эпиграфом к своему выступлению я хочу взять слова немецкого психолога Карла Гросса: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Один из самых, пожалуй, эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя, является театрализованная деятельность. Занимаясь с детьми театром, мы стараемся сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Публикация «Отчёт о проделанной работе „Мы играем в театр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Мы используем в своей работе нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса. Театрализованные игры входят составной частью на занятиях по развитию речи. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
В своей группе в первую очередь мы создали определённые условия для развития театральных способностей детей : театрализованную зону, перспективный план, подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол. В уголке располагаются различные виды театров, реквизит для разыгрывания сценок, спектаклей, атрибуты для различных игровых позиций, а также ширмы для показа кукольного театра.
Театрализованные зоны стали одним из любимых уголков, где дети с большим удовольствием разыгрывают полюбившиеся сюжеты сказок, репетируют роли, рассматривают иллюстрации. Всё это даёт детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.
Свою работу по театрально-игровой деятельности планируем заранее, подбираем материал соответствующего содержания, ставим перед собой педагогические задачи, целью которых является формирование творческих способностей детей. Помогаем детям организовать деятельность, объединиться в небольшие творческие группы, вместе подготовить, оформить и проиграть от начала до конца литературное произведение.
Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица малышей во время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят кукольный театр, ждут с нетерпением открытия занавеса. Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие.
Л. С. Выготский считал: чтобы создать достаточно прочные основы творческой деятельности, необходимо расширять опыт ребёнка.
С помощью настольного, пальчикового театра, фланелеграфа, игр-драматизаций, мы пробуждаем в детях желание быть артистами.
В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра- пальчиковый. Игра с пальчиками- первый шаг, знакомство с первой игрой условностью. Это театр без атрибутов, но самым главным-героем и его жизнью.
Уникальность этого театра в том, что маленькие куколки – герои несут в себе творческую энергию и отражают частичку сердца, которая передается малышу.
Мир пальчиковых кукол – волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, познает мир, и все окружающее его пространство.
Большое значение уделяем уголку ряжанье. Маленькие дети-замечательные актё ры: стоит кому-то из них надеть хотя бы часть какого то костюма, как он сразу входит в образ. Наша задача: увлечь ребёнка играть дальше, вместе, повести в игре за собой, давая возможность сделать что то по своему, дать свободу выбора.
Параллельно с этим успешно драматизируем знакомые стихотворения и потешки. Занимаясь с малышами, мы стремились помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации. Такая же работа продолжалась и в средней группе.
В старшем дошкольном возрасте развивали самостоятельность детей в организации театрализованных игр, учили понимать эмоциональное состояние другого человека и переживать своё. В играх-драматизациях дети более выразительно передают образы героев, сами ставят сказки-спектакли, договариваются, распределяют роли. С большим желанием показывают спектакли малышам и родителям, среди которых: «Красная шапочка», «Теремок», «Репка»,на новый лад, «Гуси-лебеди». Стало хорошей традицией, проведение утренников с включением театрализованной постановки.
Детей подготовительной к школе группы знакомим с театром, как видом искусства. Начинаем работу по ознакомлению детей с театром с бесед, цель которых - сформировать на эмоциональном уровне представление о театре. Эти беседы условно называем: " Здравствуй, театр!" Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Знакомим дошкольников с основными правилами поведения в театре. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: «Как Лисёнок в театр ходил», «Правила поведения в зрительном зале»
В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои, и для этого мы предоставляем необходимые условия: нацеливаем детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры. Знакомим их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла.
Подготовка к театру строится по следующей примерной схеме:
-мы вместе читаем сказку-сценарий, обсуждаем её, выбираем, кто кем бы хотел быть;
-рисуем по сказке, рисуем декорации, лепим сказку, как бы моделируя спектакль;
-слушаем музыку для разных сцен спектакля, по возможности создаём необходимые костюмы или элементы костюмов, украшаем помещение;
-репетируем-играем, стараясь вслушиваться в музыку, которая создаёт настрой, помогает лучше передать образ героя и создаёт необходимую атмосферу. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения.
Мы не стремимся к созданию больших, сложных спектаклей - пусть это будет маленькая сказка, показанная на доске фланелеграфе, небольшая сценка, разыгранная с помощью детских игрушек, или короткий спектакль картинок или театра петрушек на ширме.
Наша задача - увлечь ребёнка играть дальше, только тогда игра может состояться и постепенно превратиться в целый спектакль.
Большую воспитательную ценность имеет изготовление игрушек самими детьми. С огромным желанием и старанием мастерят старшие дошкольники эти игрушки и используют их в театрализованной деятельности. Дети с удовольствием самостоятельно рассказывают сказки с показом на фланелиграфе.
Очень нравиться детям мастерить конусные игрушки- это сказочные персонажи, фигурки животных и людей, декорации.
С помощью конусного театра удобно моделировать развитие сюжета по своему усмотрению. Дети могут самостоятельно придумывать конец базовой сказки или придумать свою сказку с уже знакомыми персонажами.
На основе конусных игрушек с помощью детей изготовили такие сказки: «Семеро козлят», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Репка».
Так же проводим работу с родителями : беседы- «Как привить дошкольникам интерес к театральному искусству», консультации: «Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольников», «Игра и театр», «Театр и родители», родительские собрания «Мир дошкольного театра». Родители проявляют живой интерес к театрализованной деятельности, оказывали помощь в изготовлении костюмов, кукол для театра, созданию атрибутов и развивающей среды в групповых помещениях. С помощью родителей изготавливаем и применяем в работе с детьми, следующие виды кукольного театра : театр картинок, фланелеграф, настольный театр, пальчиковый театр, театр из пластиковых бутылок, театр смешариков, театр игрушек, театр Би-ба-бо.
Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.
При слове «театр» их глаза загораются радостными искорками, а лица светятся улыбкой.
После того как дети уже достаточно поупражняются над актёрской техникой, устраиваем в детском саду театрализованные вечера - готовим драматизации известных сказок, при работе следим, чтобы наши воспитанники использовали все средства актёрской выразительности, усвоенные ими на занятиях.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. Таким образом, нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они с удовольствием играли и постигали удивительный волшебный мир, название которому – театр!
Анализируя нашу работу, мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность дает положительные результаты. Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Своё выступление хочется закончить словами:
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
жизненной тропой.
Г. Попова
Литература:
1. Е. А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2006г.
2. М. Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в деском саду» ТЦ «Сфера
3. Т. И. Петровой, Е. Л. Сергеевой,Е. С. Петровой «Тетрализованные игры в детском саду»
4. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караменко «Кукольный театр дошкольникам»